год: 2022
режиссёр: Роберт Эггерс
в ролях: Александр Скарсгард, Аня Тейлор-Джой, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук, Уиллем Дефо
Суровый нордический привет зрителям!
Тему викингов в массовой культуре можно сравнить с насмерть заигранной грампластинкой времён Лале Андерсен и, казалось бы, преобразившийся в иголку современный артист способен извлечь из неё разве что слабый хрип. Но вопреки всем законам логики, чудеса всё же случаются, и тогда из пепла клише и стереотипов восстаёт прекрасный архетипичный Феникс.
Подобно шеф-повару, мастерски соединив обычные ингредиенты, Роберт Эггерс в итоге получает совершенно неизысканное, даже грубоватое, но изумительно вкусное блюдо. Впрочем, не исключено, что прекрасно сваренный нордический лобстер пришёлся по вкусу аудитории в первую очередь из-за безрыбья, ведь хороших, классических фильмов в наше время осталось исчезающе мало. Ну а отечественному зрителю в данном случае угодить легче всего — даже самая посредственная картина о раннем средневековье всё равно будет лучше «Викинга» с Козловским.
Сюжет фильма, основанный на фольклорной легенде об известном датском принце, слегка перекликается с «Гамлетом». Принц Амлет, будучи ещё ребёнком, пережил предательство дяди по имени Фьёльнир, который убил отца Амлета, женился на его матери и узурпировал трон. Сбежав от подручных Фьёльнира, Амлет клянётся убить обидчиков, присоединяется к банде викингов и становится прославленным берсерком, получив в итоге почётное прозвище Волк-Медведь.
Проходят годы и Амлет, увлечённый набегами, поеданием мухоморов в промышленных объёмах и рубкой врагов двумя топорами, чуть было не забывает о мести. Но во время набега на очередную русскую деревеньку ему является аватар богини судьбы Норны, которая напоминает ему о священном долге. На следующее утро Амлет случайно узнаёт о том, что его дядя Фьёльнир проиграл войну норвежцам и вынужден был отступить на дальний аванпост в Исландию. Видя в таком развитии событий знак судьбы и понимая, что второго шанса воспользоваться временной слабостью врага может и не представиться, Амлет маскируется под раба и проникает на корабль, везущий живой товар Фьёльниру. Во время путешествия он знакомится с ведьмой по имени Ольга Берёзовая Роща, которая видит его истинные намерения, но не предаёт его, и их взаимная симпатия постепенно перерастает в любовь. Прибыв в Исландию и добравшись до поселения, управляемого Фьёльниром, Амлет, усыпив бдительность врага, начинает планировать спасение матери и изощрённую месть, ещё не зная всю правду о том, кто именно стоял за государственным переворотом и смертью его отца.
Позвольте предупредить сразу — документальностью в «Варяге» даже не пахнет. Тролли в курганах, которые умирают от лунного света и драугры в пещерах, зачарованный меч с эффектом «жажда крови», который можно вытащить из ножен только ночью, ведьмы и пророческие видения на каждом шагу, тень отца Амлета в виде стаи ворон, помогающих сыну, вполне вероятно, отпугнут любителей серьёзного исторического кино. Кровь, грязь, расчленёнка, совсем не мультяшное насилие, каннибализм, языческие ритуалы и общая суровость происходящего на экране могут быть не по душе любителям ненапряжных комиксов. Но картина Эггерса не относится к вышеупомянутым категориям, поскольку «Варяг» это крайне удачная и верная первоисточнику экранизация древних нордических мифов, снятая так хорошо, что всей душой хочется немедленно отбросить недоверие и наслаждаться происходящим на экране.
Фильм изумительно, захватывающе красив, и я имею в виду не только визуальное мастерство операторов и декораторов, а также отличные кадры ирландской природы. Дело даже не в прекрасно выдержанной игре света и тени или в решении режиссёра использовать одну камеру и длинные, медленные кадры. Эггерс мастерски строит тончайший мостик из образов и сцен, предоставляя зрителю возможность шагнуть в те полумифические времена, когда Вёльсунг доставал Нотунг из скалы, а Один, нарушив священный договор с гигантами, неузнанным бродил среди смертных. Видения, регулярно посещающие героев, могли бы стать помехой в любом другом фильме, но здесь они органично вписываются в канву повествования. Замечательное прочтения образа Иггдрасиля, валькирии, несущие героя на вечный пир в Вальгаллу, сушёная голова бедного Йорика — всё это помогает создавать уникальную и невыразимо близкую, приятную белому человеку атмосферу. Впрочем, чтобы получить максимальное удовольствие от происходящего на экране, надо знать норманнский лор, включая столь любимые тамошними сказочниками элементы как сдирание кожи с детей и скармливание их троллям.
И если уж речь зашла об атмосфере, то несмотря на мифологический характер повествования, нельзя не признать, что старание режиссёра создать максимально близкую к реальности картину жизни раннего средневековья заслуживает высшей похвалы. Руны, драккары, украшенные резьбой срубы, медвежьи шкуры в качестве одежды, кольчуги и оружие радуют глаз. Общая стилистика повествования, близкая к «Макбету» Джастина Курзеля, а также сцены жесточайшего естественного отбора, магических ритуалов и трансцендентных переживаний как способа выражения эмоций позволяют хотя бы примерно представить мысленные горизонты людей того века.
Но важнейшие принципы во все времена остаются неизменными и философские максимы, лежащие в основе фильма, радуют своей актуальностью. «Варяг» это в первую очередь рассказ о мужчине, перед которым стоит извечный выбор между спокойной жизнью и принципами. Путь, ведущий к славной, но неминуемой смерти, почти никогда не бывает приятным и режиссёр замечательно раскрывает процесс длительного самообмана главного героя, показывая, что человек, бесконечно отвлекающий себя, сначала должен проснуться, и честно признаться себе, что именно мешает ему идти по пути настоящего человека. Последовательно забывающий свои проблемы в угаре берсерка Амлет в какой-то момент осознаёт тщету бесконечных коммерческих набегов и в конце концов выбирает свой путь, отдавая свою жизнь в обмен на жизнь врага — и в этом заключается незамысловатая и брутальная прелесть арки персонажа. Ведь, согласитесь, что может быть лучше обезглавливания оппонента во время дуэли в кратере вулкана?
Также радует реалистичное и крайне актуальное для всех времён изображение банальности и серости зла. Великолепно выполнен психологический портрет слабовольного короля-узурпаторпа, притворно возмущающегося злодейством Амлета, занятого пустым морализаторством и при этом считающим братоубийство нормальной практикой престолонаследия. Замечателен образ королевы Гудрун, не останавливающейся не перед чем, включая убийство и инцест для достижения своих целей. И конечно же, прекрасна толпа верноподданных, сегодня прославляющих короля, завтра кричащих «да здравствует король» его убийце.
Лишь один момент слегка портит общее впечатление и атмосферность — это псевдо-нордические акценты персонажей, немедленно вызывающие ассоциации с лубком вроде «Красной жары» или «Дома Гуччи». Без скребущих по ушам «фазыр», «мазыр» и «тхе кынг» вполне можно было бы обойтись — ей-богу, не хватает разве что «йес, комрад».
Первоклассные артисты представлены в картине так богато, что сначала даже несколько теряешься. На протяжении своей карьеры Александр Саарсгард показал себя настоящим хамелеоном, способным отлично отрабатывать широчайший спектр ролей — от незамутнённых интеллигентов не от мира сего до хищников с самой верхушки пищевой цепочки. В «Варяге» он не столько играет, сколько живёт образом Амлета, что, впрочем, ему, как шведу, куда легче осуществить, чем той же марвеловской валькирии Тессе Томпсон. Аня Тейлор-Джой в роли Ольги преподнесла приятный сюрприз — до этого я видел её лишь в роли странненькой девочки из Сохо, а тут её посрамляющий Голлума разброс глаз пришёлся как нельзя кстати — начинающая ведьма получилась отлично и играла она очень естественно. Николь Кидман, исполняющая роль Гудрун, идеально оживляет персонификацию концентрированной ненависти и подлости, Клас Банг интересен в роли Фьёлнира, а Итан Хоук и Уиллем Дефо в роли старых викингов традиционно хороши.
Итог: отличная приключенческая сага, пример классического эпоса, столь редко посещающий в последнее время большой экран. Рекомендую.
P. S. Чтобы не показаться предвзятым, не могу не упомянуть об очевидной исторической неправде, отражённой в картине — среди персонажей нет ни одного негра. Мало того — среди коренных жителей Исландии не наблюдается не единого китайца. Как известно любому британскому учёному, мультикультурализм всегда был частью скандинавского менталитета, и просто оторопь берёт от такого ужасающего энтоцентризма.
Автор: Александр Костин (специально для Альтерлит)
#новые_критики #варяг #александр_скарсгард #аннатейлорджой #николь_кидман #вальгалла #классное_кино