...Или ты управляешь Силой,
Или Сила играет тобой.
(с) Алькор
Есть один довольно четкий критерий реалистичности фехтовального поединка, показываемого в кино: чем больше противники совершают прыжков, перекатов и прочих акробатических выкрутасов, тем менее реальна эта сцена. Настоящие схватки на мечах, хоть на обычных, хоть на световых - лаконичны, коротки и, при приблизительно равном опыте соперников - крайне осторожны. Проще говоря - не зрелищны. Совершенно.
А особенно - на световых мечах. Малейшая ошибка - и серьезнейший ожог. Который будет похуже рубленой раны, однако...
В этом отношении очень показателен последний поединок Дарта Вейдера и Оби-Вана Кеноби, бывших ученика и учителя.
Первое, на что надо обратить внимание - никаких вычурных стоек, которыми иногда щеголяли джедаи и ситхи в других случаях. Самая простая и самая эффективная "железная дверь", полностью закрывающая тебя от первой атаки противника и позволяющая по-максимуму экономить энергию. Название японского аналога этой стойки (поединки в старых "Звездных войнах" ставились на основе классического японского кэндзюцу) - сэйган-но камаэ, если моя память мне ни с кем не изменяет.
Стойки отчетливо простые, не фиксированные, не "заученные", а естественные. Абсолютно естественные.
Первые атаки Оби-Вана идут в меч противника - чтобы сбить, отжать или каким-то другим способом "сконтролировать" его в сторону, только после чего будет возможно нанести решающий удар. Это, пожалуй, один из двух допустимых принципиально вариантов атак противника в "железной двери" вообще. До его корпуса или головы ты не достанешь ни ударом, ни уколом, только сам откроешься. Второй разумный вариант - атака в кисть руки, но и в этом случае можно открыться. Здесь нужно учитывать, что оба оппонента примерно равны по силе (и Силе) - и оба, самое главное, возможности друг друга знают.
Именно поэтому схватка идет очень короткими, относительно слабыми (а световым мечом вообще нет смысла рубить сплеча) ударами. Уколов там нет или почти нет - просто потому, что их мало в том искусстве, которое послужило основой для "джедайского" стиля, в японском кэндзюцу...))
Всякого рода "мастерские удары", сложные в исполнении, на практике очень редко удаются против действительно опытного соперника - а вот подловить тебя на них он может. Именно из-за их сложности. Обычно в мечевой схватке двух сильных мечников дело решается именно такими, самыми простыми ударами. Смысл - в своевременном их нанесении в нужное место, а также, самое главное - в том, чтобы не зацепили тебя.
Кстати, именно поэтому они довольно медленные. Схватки насмерть реальных мечников в бездоспешном бою тоже могут быть довольно медленные - каждый предпочитает не растрачивать силу на лихие замахи, а пытаться аккуратненько порезать противника. Так оно безопаснее...)
Довольно редкий в этом эпизоде ляп, сделанный явно в угоду кинематографичности: в какой-то момент Оби-Ван зачем-то проворачивается вокруг своей оси. В реальности он бы аккурат в этом месте получил меч в позвоночник.
Далее оба противника переходят к работе мечами из соединения - то есть, скрестив их, давят каждый на меч противника, пытаясь немного отклонить его в сторону. При этом может открыться возможность резануть в руку или нанести укол вдоль клинка противника, проскользнув своим по нему. Довольно специфичная техника, на Земле встречалась c XV века в некоторых японских и европейских стилях фехтования.
У нее были как сторонники, так и противники, впрочем. Но должен заметить, что именно для светового меча (по канону - пучка плазмы, сжатого силовым полем) такая техника подойдет оптимальнее, чем для меча стального: повреждение можно нанести более тяжелое. Обычной шпагой ты оппонента, если не удастся уколоть в сердце, максимум слегка порежешь, здесь же минимум ожог четвертой степени гарантирован.
Кстати, в старых "ЗВ", что любопытно, столкновение мечей дает зеленую вспышку. В новых (хотя по сюжету эпопеи - как раз предшествующих) такого эффекта уже нет.
Почти весь поединок в дальнейшем уже идет именно "на соединении", в очень и очень экономичном относительно собственной энергии стиле.
Вообще, для обычного меча подобное чревато зазубринами на лезвии - но для плазменного сойдет...)) Именно поэтому в реальном бою на стальных мечах (в том числе поэтому) бойцы, применявшие такие приемы, не рубили с размаху.
Вообще, такая техника бывает "правильная" и "неправильная". В кино, я имею в виду. Неправильная - это, как часто любят показывать, мечи сталкиваются под прямым углом, поперек корпуса, и противники давят друг на друга. Зачем давят, все равно вреда не причинишь, даже если додавишь...
Правильная - это как здесь. Вдоль корпуса. Например, в моменте выше Вейдер мог бы получить рану в голову, если бы не отклонил меч противника, или позволил бы ему продавить свой блок. Резкий толчок вперед, вдоль вражеского меча - и готово.
Кстати, такая техника на Земле очень часто встречается именно для полуторных мечей с длинной рукоятью под две руки, и неважно, европейских или японских. Принципы одинаковы. Только клинки должны быть обязательно заточены. Поэтому в современном HEMA такие приемы используют реже - заточки нет, а без нее бессмысленно.
Потому что идея здесь заключается в том, чтобы порезать или уколоть противника, а не зарубить.
Далее начинается довольно любопытная фаза: Дарт Вейдер наступает, опустив меч на уровне живота почти горизонтально, и угрожая уколом в живот, а Кеноби кручеными ударами пытается сбить этот меч с опасной для себя траектории. Кручеными - потому, что прямыми нельзя: без руки останешься:
Кстати сказать - очень опасная ситуация. В реальности сбить меч из такого положения очень тяжело. Потому что противник знает, что ты будешь сбивать, и готов к этому. Он не подставит тебе руку, он выдержит удар по мечу: в конце концов, ему надо только лишь вогнать его в тебя сантиметров на 7, и хватит. Тем более что ты можешь нанести удар лишь по слабой части его клинка - а чтобы надежно сбить меч, с гарантией, бить нужно по сильной...
Часто к тому же встречается ситуация, когда при попытке сбить меч в подобной стойке противник делает крученое движение кистью - и режет в руку тебя. Какая, понимаешь, печаль - это ведь ты его туда хотел!..)
Кстати, примерно с этого момента становится отчетливо видно, что Вейдер... щадит своего бывшего учителя (не считая первой ошибки того - с проворотом). Есть несколько эпизодов, когда он легко мог бы зарубить джедая, если бы захотел. Самый яркий из них - этот:
А дальше идет загадочная сцена, в которой Оби-Ван картинно поднимает меч "Подвысь", Дарт Вейдер отчаянно и широко размахивается (чего он никогда ранее не делал) - и на металлический пол падает исключительно балахон Кеноби, безо всяких следов присутствия там тела хозяина. Даже, кстати, необугленный, даже необожженный - а ведь его рубили плазменным мечом!
Мистика...)