Найти тему
НУАР-NOIR

Почти как «Дюна», только на японский манер

-2

Фильм «Токио – последний мегаполис» (1988) в Японии считается культовой лентой, хотя за пределами «страны восходящего солнца» о ней знают лишь эксперты. Причина этого кроется в сложности переноса проблемного литературного источника на киноэкран. А потому нередко сравнивают этот проект с «Дюной», де, тоже мега-эпический роман с фантастико-мистической начинкой.

Афиша фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)
Афиша фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)

А ещё есть проблема восприятия некоторых реалий, которые кажутся «западному человеку» непривычными. Например, фильм стал не просто каким-то городским фэнтези, а самой настоящей мистической урбанистикой, пронизанной глубочайшими смыслами.

Действие картины (основной на первой части романа Хироси Араматы) происходит в нескольких сменяющих друг друга временах, что должно указать на цикличность катаклизмов и социальных потрясений. Представленный в виде японского офицера злой колдун Като хочет уничтожить только что возникший в качестве такого Токио.

Это не просто злодеяние само по себе, а своего рода магический детонатор. То есть массовое жертвоприношение, которое в итоге позволит уничтожить всё человечество. Однако для того, чтобы подвергнуть угрозе Токио, надо начать с малого: потревожить могилу Тайра Мосакадо.

Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)
Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)

Это вовсе не демон, как пишут некоторые обозреватели. Это самурай, некий антигерой, который некогда выступил против централизованной власти, то есть ознаменовал собой сопротивление древней столице Японии - Киото. А потому считается сумрачным покровителем Токио.

Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)
Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)

Впрочем, Мосакадо не очень-то спешит восставать из могилы. В этой части он весьма напоминает археоупыря из третьей части «Блейда» (2004), когда кровососы решили извлечь его из толщи земли. Тот, будучи пробужденным, негодует, мол, я специально ушёл в «вечный затвор», дабы не зреть ваши противные вампирские физиономии.

Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)
Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)

То есть мы видим отголоски противостояния двух столиц: древней и новой – что в известной степени напоминает социально-культурный конфликт Москвы и Петербурга. Впрочем, есть ещё одна особенность: Токио возник на месте древнего города Эдо. Это не просто вопрос переименования населенного пункта, это смена мистических парадигм. Именно эта мысль проходит красной нитью через фильм.

Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)
Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)

Как вы уже догадались, неимоверный злодей Като хочет обрушить на Токио все несчастья мира, повторяя эти попытки в 1912, в 1923 и в 1927 годах. В итоге ему как бы удается «вызвать» землетрясение, что сопровождается всякого рода мистическими поединками разных персонажей.

Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)
Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)

Нас же больше заинтересовало то, что сюжетная часть фильма базируется на такой квазинаучной дисциплине как геомантика, которая будучи родственной сакральной геометрии, расположилась где-то между академической наукой и откровенной мистикой. Геомантика оперирует такими понятиями как «места силы» и «линии силы».

Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)
Кадр из фильма «Токио – последний мегаполис» (1988)

Как результат, решительным шагом навстречу итоговой битве стало строительство токийского метрополитена, которое началось без учета протяженности «линий силы». В итоге перемешалось всё воедино: демоны, призраки, инженеры, технические изобретатели, белые кони, чёрные вагонетки. Получилось очень необычно, хотя и завораживающе.