Фильм «Токио – последний мегаполис» (1988) в Японии считается культовой лентой, хотя за пределами «страны восходящего солнца» о ней знают лишь эксперты. Причина этого кроется в сложности переноса проблемного литературного источника на киноэкран. А потому нередко сравнивают этот проект с «Дюной», де, тоже мега-эпический роман с фантастико-мистической начинкой.
А ещё есть проблема восприятия некоторых реалий, которые кажутся «западному человеку» непривычными. Например, фильм стал не просто каким-то городским фэнтези, а самой настоящей мистической урбанистикой, пронизанной глубочайшими смыслами.
Действие картины (основной на первой части романа Хироси Араматы) происходит в нескольких сменяющих друг друга временах, что должно указать на цикличность катаклизмов и социальных потрясений. Представленный в виде японского офицера злой колдун Като хочет уничтожить только что возникший в качестве такого Токио.
Это не просто злодеяние само по себе, а своего рода магический детонатор. То есть массовое жертвоприношение, которое в итоге позволит уничтожить всё человечество. Однако для того, чтобы подвергнуть угрозе Токио, надо начать с малого: потревожить могилу Тайра Мосакадо.
Это вовсе не демон, как пишут некоторые обозреватели. Это самурай, некий антигерой, который некогда выступил против централизованной власти, то есть ознаменовал собой сопротивление древней столице Японии - Киото. А потому считается сумрачным покровителем Токио.
Впрочем, Мосакадо не очень-то спешит восставать из могилы. В этой части он весьма напоминает археоупыря из третьей части «Блейда» (2004), когда кровососы решили извлечь его из толщи земли. Тот, будучи пробужденным, негодует, мол, я специально ушёл в «вечный затвор», дабы не зреть ваши противные вампирские физиономии.
То есть мы видим отголоски противостояния двух столиц: древней и новой – что в известной степени напоминает социально-культурный конфликт Москвы и Петербурга. Впрочем, есть ещё одна особенность: Токио возник на месте древнего города Эдо. Это не просто вопрос переименования населенного пункта, это смена мистических парадигм. Именно эта мысль проходит красной нитью через фильм.
Как вы уже догадались, неимоверный злодей Като хочет обрушить на Токио все несчастья мира, повторяя эти попытки в 1912, в 1923 и в 1927 годах. В итоге ему как бы удается «вызвать» землетрясение, что сопровождается всякого рода мистическими поединками разных персонажей.
Нас же больше заинтересовало то, что сюжетная часть фильма базируется на такой квазинаучной дисциплине как геомантика, которая будучи родственной сакральной геометрии, расположилась где-то между академической наукой и откровенной мистикой. Геомантика оперирует такими понятиями как «места силы» и «линии силы».
Как результат, решительным шагом навстречу итоговой битве стало строительство токийского метрополитена, которое началось без учета протяженности «линий силы». В итоге перемешалось всё воедино: демоны, призраки, инженеры, технические изобретатели, белые кони, чёрные вагонетки. Получилось очень необычно, хотя и завораживающе.