Я стала водить дочь к логопеду из-за проблем с фонематическим слухом. Дочь путала на слух звуки (и сейчас тоже путает). Развитием речи я занималась с дочкой самостоятельно с 1 года. Статьи о развитии речи выделены отдельным блоком в содержании канала. Я конечно замечала, что, например, звуки раннего онтогенеза появились позже и после моих занятий с ней (А,О,Э, М,П,Б - должны быть у ребенка в возрасте 1 года).
В целом развитие речи шло и возрастные рамки дочь более-менее укладывалась. Но качество речи хромало. Хотя тогда я думала, что речь дочки понять можно. Собственно я её понимала. Другие близкие родственники тоже более-менее ее понимали.
Недавно я пересматривала старые видео и поняла, что дочь разговаривала очень плохо. И спустя время даже я не с первого раза понимаю, что она тогда говорила. 😅
Если речь ребенка з-х лет понимают совершенно незнакомые люди – тогда это нормативное развитие. Если ребенку требуется переводчик в лице Вас, то у ребенка есть проблемы с речью. Самый простой способ, как понять, есть ли у ребенка проблемы с речью в 2 и в 3 года:
Про начало занятий, подробнее про проблемы дочки с речью, как проходит занятие, можно прочитать здесь:
И так рассказываю про сегодняшнее занятие. В конце подведу итоги первого месяца.
1. Упражнение на счет.
Банка с печеньями. Начали проходить счет до 10. Дочь недавно механически запомнила порядковый счет до 10 и, наконец, поняла, что предметы можно считать. Математика тяжело ей дается, я об этом рассказывала на канале. Считает она пока неверно.
На каждом печенье от 1 до 10 кусочков шоколада. Нужно в правильном порядке сложить печенье в банку. Банка разговаривает.
У Агнии зрительная память хорошо развита. Она справляется с этим заданием в 2 счета. Я думаю, что она визуально запомнила в каком порядке нужно складывать печенье. Считать шоколад она даже не пытается. 😅
Логопед пришла к такому же выводу, что Агния делает задание интуитивно.
2. Логопедический массаж
Делают массаж лица. Логопед проговаривает для дочки, что она делает - бровки, спиральки, солнышко и т.д.
3. Разговоры
На самом деле это не совсем упражнение. Просто дочь не хотела делать массаж, и логопед заговаривала ей зубы. Но попутно тренируется диалоговая речь.
Обсудили, когда ходила в садик. Вчера или сегодня. Дочь сказала, что сегодня, хотя она была в саду вчера. Она не очень ориентируется во временных понятиях. Есть ли друзья, с кем играет? Агуша сказала, что играет в игрушки, машинки и книжки. Она действительно предпочитает играть одна, не играет с детьми и редко с кем разговаривает. Тогда логопед спросила, как зовут других детей в садике. Дочь назвала порядка 10 имен детей. И в конце даже назвала свое имя. Мол, она тоже есть в садике. Воспитателя отказалась говорить, как зовут. Но воспитатели у нас постоянно меняются, я думаю, что дочь не знает, как ее зовут.
4. Массаж языка
5. Дуют в трубочку. Тренируют речевое дыхание и пытаются научиться правильно дуть для постановки звука "С".
6. Артикуляционная гимнастика. Выполняют перед зеркалом - заборчик, улыбка, красят нижний заборчик, горка и т.д. У дочки не все упражнения получаются правильно.
7. Овощи и фрукты. Назвать. Разделить объекты на овощи и фрукты. Овощи и фрукты мучают уже несколько занятий. Со знакомыми овощами проблем нет - морковка, картошка, горох и т.д. А вот огурец, баклажан и кабачок дочь путает между собой. Также и с фруктами, всё либо яблоко (персик, абрикос, апельсин), либо клубника (вишня, малина и т.д.).
Для племянника все ягоды были малиной в своё время. 😄 Городские дети, они эти овощи-фрукты видят только в сезон, то есть очень редко.
8. Игрушки. Назвать нарисованное на картинках - машинка, кубики, кукла и т.д. Назвать одним словом (игрушки). С этим заданием сложностей не было.
9. Разделить картинки на 3 кучки - овощи, фрукты, игрушки
10. Пальчиковая гимнастика - пальчик, кулачок.
11. Чистоговорки из домашнего задания.
Повторять чистоговорки дочь не любит. Видимо сложно, легче отказаться. Я подсовываю ей листок с картинками и прошу "прочитать", что тут написано. Она старается "прочитать" - вспомнить по памяти. Я подсказываю помогаю ей читать.
На занятии чистоговорки отказалась повторять. Еще и сказала, что дома она этим не занималась.
12. Проговаривали слова из домашнего задания - медведь, магнит, чайник, поднос и т.д. Тоже дочь говорила, что дома она с этими словами не занималась.
13. Дуют. Что-то крутится. Учатся дуть - губки трубочкой. Мне не видно, куда они дуют. Там была какая-то игрушка по типу карусели.
14. Двухступенчатые инструкции. Нормой считается понимание таких инструкций в 2 года (ребенку нужно выполнить 2 действия). Когда объекты в одной инструкции разные, то дочь справляется. Когда нужно сделать 2 действия с одним объектом, дочь путается.
Положи сок на зелёный стул, а потом на красный.
Положи сок на жёлтый стул, а человечка на красный.
Положи сок на синий стул, а человечка на зелёный.
15. Игра на компьютере. Учатся слышать звук А. Согласные звуки по очереди называются и периодически проскакивает звук А. Нужно сказать, когда услышишь звук А. Изначально нужно было хлопать. Хлопать ввремя у дочки не получается, но хотя бы говорить стала, когда слышит А.
16. Перешагивание лягушек на полу.
Фонематическое недоразвитие речи часто идет в паре с диспраксией (еще называют синдромом неуклюжего ребенка). Какое-то нарушение обязательно ведущее. Для меня было неожиданностью, что диспраксией также занимается логопед.
У дочки есть некоторые сложности с движениями. По лестнице ходит - ноги не чередует, бывает, что с поребрика спуститься не может, на коленках задом спускается. На одной ноге пару секунд только простоять может. Велосипед, беговел освоить не может. И это несмотря на то, что физическим развитием дочки мы занимаемся много.
Диспраксия не лечится, нужно заниматься физическим развитием и ждать, когда дозреет мозг. Родителям рекомендуют подключить лечебную физкультуру, бассейн или танцы, то есть спорт, где нужны содружественные движения рук и ног, ходить по бордюру, ездить на велосипеде, кататься на лыжах.
17. Кто что ест. Нужно подобрать пару животное-еда. И проговорить полученный результат. "Собака ест косточку".
18. Предложения. Составляют предложения по картинкам.
Мальчик ест ложкой суп.
Папа пилит пилой.
Девочка копает лопаткой.
Мама гладит утюгом.
Девочка рисует карандашом.
Итоги месяца занятий
Логопед отметила, что фонематический слух у дочки стал лучше. Мне тоже заметно, что дочь стала больше внимания обращать на звуки. Не только на речевые звуки, но и на неречевые. Если она слышит какие-то звуки на улице, дочь комментирует то, что она слышит (колокольня, пожарная машина, гудок, стала различать вертолет и самолет по звуку).
Дочь стала сама проявлять интерес к слоговой таблице. Хотя раньше она ее не привлекала. Недавно заметила, что "ТА", это не "ДА", как она произносит.
Я не знаю, с чем это связан такой прогресс в развитии фонематического слуха. Видимо всё же с регулярными занятиями. Дома мы и раньше выполняли те же самые занятия на тренировку фонематического слуха (до начала занятий с логопедом).
Опять же после месяца занятий мне стало очевидно, что среди логопедических проблем у дочки не только ФФНР. Есть еще куча других проблем по мелочи, то тут, то там. Это и понимание инструкций, понимание предлогов (точнее непонимание), проблемы с неправильными окончаниями, отсутствие некоторых звуков среднего онтогенеза (те, что должны быть к 2,5 годам). Плюс диспраксия. Возможно из-за нее дочь справляется не со всеми упражнениями артикуляционной гимнастики (не может поставить язык в правильное положение).
Считается, что в возрасте с 2,5 лет до 5 лет логопедическая помощь наиболее эффективна, так как мозг ребенка еще пластичен. Планируем заниматься с логопедом всё лето. Посмотрим динамику в сентябре. Тогда буду принимать решение о переводе в логопедический сад.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!