Первое, что важно понимать про детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что причина их поведения имеет генетическую природу. Они не виноваты. Даже, если ребенок из неблагополучной семьи и родители не идут с Вами на контакт, сам ребенок в этом не виноват.
Дорогой учитель, перед тем как дать рекомендации по работе с ребенком, я хочу сказать несколько важных слов. Я очень хорошо понимаю, что Ваш труд очень тяжелый. И физически, и морально. Я уже 20 лет работаю в системе школьного образования психологом. Вам приходится, как правило, работать с переполненными классами. Кроме учебной нагрузки, Вам приходится много заниматься бумажно-административной работой. Вы чаще слышите упреки в свой адрес, чем слова благодарности.
И тем не менее, если Вы читаете эту статью, значит Вы человек неравнодушный. Вам важно, как сложится дальнейшая жизнь Ваших, пусть и неродных, детей.
Первое, что важно понимать про детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что причина их поведения имеет генетическую природу. Они не виноваты. Даже, если ребенок из неблагополучной семьи и родители не идут с Вами на контакт, сам ребенок в этом не виноват.
Несколько слов про родителей. Родители детей с СДВГ испытывают много давления со всех сторон, многие не справляются психологически. Дети с СДВГ требуют повышенного внимания. Иногда родители резко реагируют на Ваши просьбы. Но сам ребенок в этом не виноват.
А теперь сами рекомендации. Попробуйте выбрать те из них, которые Вы сможете реализовать.
1. Целесообразно посадить такого ребенка на передние парты. Не отсаживайте его на последний ряд. В этом случае Вы сможете увидеть, что с ним происходит и оперативно отреагировать. Также такой ученик сможет обратиться за помощью учителя минимально отвлекая остальных ребят в классе.
2. Если ребенок истощился, «отключился», можно активизировать его включением физкультминутки (что полезно всем детям) либо дать ему задание, где он может переключиться и подвигаться (вытереть доску, раздать тетради).
3. Разрешите пользоваться каучуковыми предметами-антистрессами.
4. Создайте больше положительной мотивации и ситуаций успеха. Такие дети находятся в зоне риска по самооценке. Им объективно сложнее достигать такого же результата как нормотипичным детям. Положительные изменения в поведении и освоении учебного материала проявляются не так быстро, как хотелось бы окружающим. Ставьте им оценки исходя из их возможностей, а не общих требований.
5. Уделите внимание его сильным сторонам. Выясните в чем такой ребенок успешен, что ему интересно и давайте ему индивидуальные задания в соответствии с этим.
6. По возможности, минимизируйте требования к оформительной стороне школьных работ, больше обращая внимание на содержательную часть усвоения знаний и выполнения заданий.
7. По возможности, постарайтесь разнообразить форму донесения материала (проговаривание, рисунок, схема, догадка, подсказка, логика). Монотонность и однотипность очень тяжело воспринимается детьми с СДВГ.
8. Дозирование заданий. Выполнил одно-получил следующее и так далее. Ребенок с СДВГ, получивший сразу несколько заданий, скорее всего потеряется и не сможет выполнить ничего, так как это еще больше рассеет его внимание. Последовательное предъявление может решить эту проблему.
9. Лучше всего давать короткие, четкие, последовательные инструкции.
10. Во время выполнения контрольных и проверочных работ лучше помочь ему контролировать время (сколько осталось до конца), так как из-за волнения ориентация во времени сильно снижается.
11. Помогите ему выстроить хорошие отношения в классе. Публично хвалите его за успехи.
12. Не сравнивайте его с другими учениками. Не подчеркивайте его вину за низкую скорость освоение материала всем классом: "Мы дождемся, пока Василий все поймет и дальше продолжим". Не допускайте сарказма и критики в его адрес, особенно прилюдно. В начальной школе лидеры и аутсайдеры класса часто «творятся руками учителя».
13. Система наказания у таких детей практически не работает. Она малорезультативна и приводит к негативизму. Зато они очень чутки к моментальной похвале, сразу по факту выполнения действия (например, дождался своей очереди отвечать или записал классную работу в тетрадь или не выкрикивал с места).
14. Приучение к дисциплине нужно совершать поэтапно. Рекомендуется выбрать самое недопустимое поведение и обращать внимание только на то поведение, которое решили исправить сейчас. Добились успеха, взяли следующий аспект.
15. Тактильное прикосновение для гиперактивного ученика гораздо эффективнее устного замечания.
#отношения детей и родителей #дети #сдвг #гиперактивность #педагог