В июне 22 числа 1941 года началась война. Мирный труд судостроителей, как и всей страны, был прерван нападением фашистской Германии. Многие подали заявление о приеме добровольцами в ряды Красной Армии.
Был изменен профиль Пермской судоверфи (Молотовский судостроительный завод №344): поставлена задача наряду с сетевым производством наладить военное судостроение, выпуск 85-мм зенитных снарядов и деталей к реактивным снарядам М-13. Коллектив, не имея надлежащих производственных площадей, технологического оборудования и опыта организации этого производства, успешно справился с поставленной задачей. Кроме того к противолодочным и противоторпедным добавились противодиверсионные сети и ручные тральные лебедки для мобилизованных тральщиков. Работники завода изобрели не имеющий мировых аналогов специальный станок по плетению звеньев противолодочных сетей. Пермская судоверфь стала ведущим и почти единственной в СССР в миннотральном производстве (противолодочных и противоторпедных сетей).
В справке инструктора Молотовского горкома ВКП(б) Богатырева от 28 августа 1941 года отмечалось значительное перевыполнение плана заводом №344 в 1941 году - план по боеприпасам в июле 1941 года выполнен по детали №485 (зенитной артиллерии) на 110,1%, детали №125 (реактивной артиллерии) на 140%. Вместо положенных по плану 9 бронекатеров заложено 13. Также отмечается резкое улучшение по производству сетевой и миннотральной продукции.
В июле 1941 года на завод начали поступать эшелоны с оборудованием и людьми эвакуированных предприятий: Ленинградского судоремонтного завода "Судомех", Керченского судостроительного, Коломенского машиностроительного заводов, Мытищинского завода №532. На базе прибывающего эвакуированного оборудования были организованы цеха боеприпасов. Парк станков увеличился более чем в десять раз. Если в 1941 году завод имел несколько десятков станков, то уже к концу 1942 года станочный парк насчитывал более 600 станков. Был организован цех по производству зенитных снарядов, судомонтажный, термический, бронзолитейный и сталелитейный цеха. По личному составу рабочих и служащих завод увеличился в полтора раза.
В годы войны предприятие перешло на массовое производство двух типов артиллерийских снарядов. Пермской судоверфью было освоено производство головок ("изделие 125") для 132-мм реактивного снаряда М-13 к боевым машинам БМ-13 "Катюша". В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности).
В 1941 году за 2 недели было освоено и начато производство 85-миллиметровых зенитных снарядов ("изделие 485"). В декабре выпуск снарядов удалось довести до 15000 шт., в 1942 году - 40000 снарядов; в 1943 году - 70000 снарядов. Всего за годы войны рабочие судозавода изготовили более 1 миллиона 200 тыс. снарядов.
В 1942 г. в советском военном судостроении сложилась тяжёлая ситуация. Фронту требовались бронированные катера (БКА) для боевых действий на реках, а ряд заводов, на которых такие катера строились до войны, оказались или на оккупированной территории, или в прифронтовых районах. Судостроительный завод "Красное Сормово" в г. Горький (г. Нижний Новгород) был передан в Наркомат танковой промышленности и перешел на выпуск бронетанковой техники. В относительной безопасности находился только один судостроительный завод, способный строить бронекатера - это завод №340 им. М.Горького в г. Зеленодольске (Татарская АССР). Но его мощностей не хватало для обеспечения советских речных флотилий необходимым количеством бронекатеров. Поэтому было решено подключить к постройке бронекатеров Пермскую судоверфь.
В ноябре 1942 года завод получает правительственное задание на строительство бронекатеров. В кратчайшие сроки были построены временные каркасно-засыпные помещения, где собирались корпуса, монтировались системы, устанавливались механизмы и вооружение кораблей. Закладка первого БКА с заводским номером 136 состоялась 28 февраля 1942 г. Первые два катера (второй имел заводской номер 137) строили почти год, и они были спущены на воду в конце 1942 г. А с 1943 года было организовано крупносерийное производство бронекатеров. Эти малые речные боевые корабли имели в стандартном варианте вооружение из одной 76-мм пушки и до 4-х пулемётов.
В 1943 году учащимся и мастерам было доверено самостоятельное строительство бронекатера, получившего в дальнейшем имя - «Ремесленник». Большое судно было построено за короткий срок с 22 октября 1943 года по 1 января 1944 года и передано военным морякам. За годы Великой Отечественной войны училище подготовило 1274 рабочих для судостроительных заводов. Пермские бронекатера принимали участие в обороне Сталинграда, участвовали в освобождении Бухареста, Вены, Белграда, в боях против японцев в Манчжурии в 1945г. Во время 2 мировой войны моряки десантники прозвали их речными танками. Пермские бронекатера входили в состав Азовской, Дунайской, Днепровской и Амурской военных флотилий.
Благодаря постоянной работе коллектива завода в направлении совершенствования технологии и внедрению инструментов повышения производительности труда, срок постройки катеров был сокращен в два раза (до 1,5 месяцев), а себестоимость выпуска по сравнению с 1943 годом была снижена на 17 %. В 1943 году судозавод выпустил 18, в 1944 году – 27, в 1945 году – 34 бронекатеров БК-1125. Всего до 1947 года было построено 132 таких корабля (до окончания Второй мировой войны на Пермской судоверфи - 81 бронекатер), с конца 1944 года на их вооружение поступили ракетные установки «М-8-М». Этому классу боевых кораблей во время Великой Отечественной войны придавалось немалое значение. Они могли перевозить через реки разведывательно-диверсионные группы, поддерживать своим огнем переправу и высадку десанта, осуществлять разведку, поддерживать действия сухопутных войск в прибрежных или приозерных местностях. Учитывая обилие рек и озер в западных районах СССР (особенно в Белоруссии) и в центральной Европе, действия этих кораблей сыграли немалую роль.
По инициативе руководства ССЗ «Кама» бронекатер БК-140 (заводской номер № 181) проекта 1125/111 был доставлен на завод с Дальнего Востока, отремонтирован и 9 мая 1974 года установлен на пьедестал в качестве памятника у проходных предприятия.
За героический труд в годы войны коллектив завода неоднократно награждался переходящими Красными Знаменами ЦК профсоюза, Наркоматов судостроительной промышленности и боеприпасов, многие лучшие производственники были награждены орденами и медалями.
В период войны 1241 работник завода с оружием в руках защищали честь и независимость любимой Родины на фронтах минувшей войны. За необычную стойкость и героизм более 110 из них были награждены орденами и медалями СCCP, а морскому пехотинцу Пономареву М. П. за героизм, проявленный в десанте на Пинск, присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
А что ты думаешь про боевые суда?
Хочешь узнать историю Пермской судоверфи или интересно какие суда можно увидеть в Перми?
Подписывайся на канал и переходи по ссылкам ниже!