Найти тему
Пермская судоверфь

Почему именно в Перми строили Речные танки в военное время? (1941-1947)

Архивное фото. "Речной танк", проект 1125
Архивное фото. "Речной танк", проект 1125

В июне 22 числа 1941 года началась война. Мирный труд судостроителей, как и всей страны, был прерван нападением фашистской Германии. Многие подали заявление о приеме добровольцами в ряды Красной Армии.

Был изменен профиль Пермской судоверфи (Молотовский судостроительный завод №344): поставлена задача наряду с сетевым производством наладить военное судостроение, выпуск 85-мм зенитных снарядов и деталей к реактивным снарядам М-13. Коллектив, не имея надлежащих производственных площадей, технологического оборудования и опыта организации этого производства, успешно справился с поставленной задачей. Кроме того к противолодочным и противоторпедным добавились противодиверсионные сети и ручные тральные лебедки для мобилизованных тральщиков. Работники завода изобрели не имеющий мировых аналогов специальный станок по плетению звеньев противолодочных сетей. Пермская судоверфь стала ведущим и почти единственной в СССР в миннотральном производстве (противолодочных и противоторпедных сетей).

Противолодочная сетка
Противолодочная сетка

В справке инструктора Молотовского горкома ВКП(б) Богатырева от 28 августа 1941 года отмечалось значительное перевыполнение плана заводом №344 в 1941 году - план по боеприпасам в июле 1941 года выполнен по детали №485 (зенитной артиллерии) на 110,1%, детали №125 (реактивной артиллерии) на 140%. Вместо положенных по плану 9 бронекатеров заложено 13. Также отмечается резкое улучшение по производству сетевой и миннотральной продукции.

В июле 1941 года на завод начали поступать эшелоны с оборудованием и людьми эвакуированных предприятий: Ленинградского судоремонтного завода "Судомех", Керченского судостроительного, Коломенского машиностроительного заводов, Мытищинского завода №532. На базе прибывающего эвакуированного оборудования были организованы цеха боеприпасов. Парк станков увеличился более чем в десять раз. Если в 1941 году завод имел несколько десятков станков, то уже к концу 1942 года станочный парк насчитывал более 600 станков. Был организован цех по производству зенитных снарядов, судомонтажный, термический, бронзолитейный и сталелитейный цеха. По личному составу рабочих и служащих завод увеличился в полтора раза.

Архивное фото. Эвакуация промышленности в г. Молотов (г. Пермь)
Архивное фото. Эвакуация промышленности в г. Молотов (г. Пермь)

В годы войны предприятие перешло на массовое производство двух типов артиллерийских снарядов. Пермской судоверфью было освоено производство головок ("изделие 125") для 132-мм реактивного снаряда М-13 к боевым машинам БМ-13 "Катюша". В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности).

Архивное фото. Реактивный снаряд М-13 на "Катюше"
Архивное фото. Реактивный снаряд М-13 на "Катюше"

В 1941 году за 2 недели было освоено и начато производство 85-миллиметровых зенитных снарядов ("изделие 485"). В декабре выпуск снарядов удалось довести до 15000 шт., в 1942 году - 40000 снарядов; в 1943 году - 70000 снарядов. Всего за годы войны рабочие судозавода изготовили более 1 миллиона 200 тыс. снарядов.

В 1942 г. в советском военном судостроении сложилась тяжёлая ситуация. Фронту требовались бронированные катера (БКА) для боевых действий на реках, а ряд заводов, на которых такие катера строились до войны, оказались или на оккупированной территории, или в прифронтовых районах. Судостроительный завод "Красное Сормово" в г. Горький (г. Нижний Новгород) был передан в Наркомат танковой промышленности и перешел на выпуск бронетанковой техники. В относительной безопасности находился только один судостроительный завод, способный строить бронекатера - это завод №340 им. М.Горького в г. Зеленодольске (Татарская АССР). Но его мощностей не хватало для обеспечения советских речных флотилий необходимым количеством бронекатеров. Поэтому было решено подключить к постройке бронекатеров Пермскую судоверфь.

В ноябре 1942 года завод получает правительственное задание на строительство бронекатеров. В кратчайшие сроки были построены временные каркасно-засыпные помещения, где собирались корпуса, монтировались системы, устанавливались механизмы и вооружение кораблей. Закладка первого БКА с заводским номером 136 состоялась 28 февраля 1942 г. Первые два катера (второй имел заводской номер 137) строили почти год, и они были спущены на воду в конце 1942 г. А с 1943 года было организовано крупносерийное производство бронекатеров. Эти малые речные боевые корабли имели в стандартном варианте вооружение из одной 76-мм пушки и до 4-х пулемётов.

Памятник бронекатеру 1125 у проходных Пермской судоверфи
Памятник бронекатеру 1125 у проходных Пермской судоверфи

В 1943 году учащимся и мастерам было доверено самостоятельное строительство бронекатера, получившего в дальнейшем имя - «Ремесленник». Большое судно было построено за короткий срок с 22 октября 1943 года по 1 января 1944 года и передано военным морякам. За годы Великой Отечественной войны училище подготовило 1274 рабочих для судостроительных заводов. Пермские бронекатера принимали участие в обороне Сталинграда, участвовали в освобождении Бухареста, Вены, Белграда, в боях против японцев в Манчжурии в 1945г. Во время 2 мировой войны моряки десантники прозвали их речными танками. Пермские бронекатера входили в состав Азовской, Дунайской, Днепровской и Амурской военных флотилий.

Благодаря постоянной работе коллектива завода в направлении совершенствования технологии и внедрению инструментов повышения производительности труда, срок постройки катеров был сокращен в два раза (до 1,5 месяцев), а себестоимость выпуска по сравнению с 1943 годом была снижена на 17 %. В 1943 году судозавод выпустил 18, в 1944 году – 27, в 1945 году – 34 бронекатеров БК-1125. Всего до 1947 года было построено 132 таких корабля (до окончания Второй мировой войны на Пермской судоверфи - 81 бронекатер), с конца 1944 года на их вооружение поступили ракетные установки «М-8-М». Этому классу боевых кораблей во время Великой Отечественной войны придавалось немалое значение. Они могли перевозить через реки разведывательно-диверсионные группы, поддерживать своим огнем переправу и высадку десанта, осуществлять разведку, поддерживать действия сухопутных войск в прибрежных или приозерных местностях. Учитывая обилие рек и озер в западных районах СССР (особенно в Белоруссии) и в центральной Европе, действия этих кораблей сыграли немалую роль.

По инициативе руководства ССЗ «Кама» бронекатер БК-140 (заводской номер № 181) проекта 1125/111 был доставлен на завод с Дальнего Востока, отремонтирован и 9 мая 1974 года установлен на пьедестал в качестве памятника у проходных предприятия.

За героический труд в годы войны коллектив завода неоднократно награждался переходящими Красными Знаменами ЦК профсоюза, Наркоматов судостроительной промышленности и боеприпасов, многие лучшие производственники были награждены орденами и медалями.

В период войны 1241 работник завода с оружием в руках защищали честь и независимость любимой Родины на фронтах минувшей войны. За необычную стойкость и героизм более 110 из них были награждены орденами и медалями СCCP, а морскому пехотинцу Пономареву М. П. за героизм, проявленный в десанте на Пинск, присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

А что ты думаешь про боевые суда?

Хочешь узнать историю Пермской судоверфи или интересно какие суда можно увидеть в Перми?
Подписывайся на канал и переходи по ссылкам ниже!

Как обычные рабочие из Перми изобрели технологию, спасавшую жизни людей в Альпах?
Пермская судоверфь23 мая 2022
Студенты водного университета заинтересовались новыми проектами Пермской судоверфи
Пермская судоверфь31 мая 2022
Какие суда спускают на воду на Пермской судоверфи (часть 2)?
Пермская судоверфь23 мая 2022
Какие суда будут ремонтировать в 2022 г. на Пермской судоверфи?
Пермская судоверфь1 июня 2022