Некоторые наши воздействия на поведение другого человека оказывают мгновенный и выраженный эффект, другие оказывают отсроченный эффект, а какие-то и вовсе не имеют никакого эффекта.
В этой статье хочу порассуждать на тему возможных последствий регулярного использования так называемых карательных способов воздействия на чужое поведение.
Вступление
В своих предыдущих статьях я больше обращалась к теме оперантного поведения. Напомню,
Оперантное поведение - поведение, которое возникает, формируется, поддерживается и контролируется благодаря последствиям.
В этой статье расскажу про другой вид поведения, который в прикладном анализе поведения (АВА) называется респондентным.
Респондентное поведение
Все здоровые организмы рождаются со способностью реагировать на определённые раздражители без предварительного обучения.
Каждая такая реакция организма на раздражитель, известна нам как рефлекс. Рефлекс это часть генетического наследия организма, результат естественной эволюции, способствующий выживанию вида.
Эти рефлексы наделяют организм набором жизненно важных реакций, которые у него не было бы времени выучить на собственном опыте. Например, дрожь, чихание, кашель, отдёргивание руки/ноги, выброс адреналина, сужение сосудов и прочее, прочее, прочее.
Респондентное поведение - поведение на основе рефлексов, которое вызывается только лишь предшествующими стимулами без учёта последствий.
Бей. Беги. Кричи. Замри
Внезапное появление в среде какого-то сильного раздражителя может привести к рефлекторным действиям, осуществляющимся без доминирования сознания.
Так, например, есть комплекс стрессовых ответов нашего организма, запускаемых при активации симпатической нервной системы: бей, беги, кричи, замри.
По большому счёту эти реакции на сильный раздражитель мы демонстрируем неосознанно. Как будто сначала сделали, потом очнулись и проанализировали произошедшее. Знакомо?
Прикладной аспект
Каждый из читателей может привести множество примеров из своего опыта демонстрации подобных рефлекторных действий.
Мне бы хотелось остановить своё внимание на таком из них как крик. Крик, например, взрослых на детей. Потому что на этом примере можно проследить интересную поведенческую последовательность:
- Действие ребёнка может быть воспринято взрослым как сильный раздражитель, спровоцировавший взрослого на крик.
- Крик взрослого становится сигналом опасности для ребёнка, что приводит к тому, что он немедленно прекращает своё действие.
- То есть крик взрослого оказал мгновенный и выраженный эффект. Что важно!
3. Последствие в виде прекращения действий ребёнком становится
подкреплением для поведения взрослого кричать, т.к. это привело к желаемому результату. А когда мы говорим о подкреплении, это означает, что данное поведение в будущем начинает демонстрироваться чаще.
И вот тут может возникнуть интересная взаимозависимость.
Если поведение взрослого подкрепляется и он начинает кричать ещё чаще, то на поведение ребёнка это воздействие начинает оказывать обратный эффект. Потому что
Если стимул (в нашем случае - крик) повторяется с короткими интервалами, то выраженность ответной рефлекторной реакции начинает слабеть, иногда вплоть до полного её исчезновения.
Такой процесс постепенного ослабления реакции называется привыканием или габитуацией.
Вывод
То есть поведение взрослого кричать может пройти путь от оказания мгновенного эффекта на поведение ребёнка до полного его отсутствия.
И какой тогда дальше выход? Придётся либо ещё больше повышать интенсивность крика, либо в корне менять подход. Я всегда за второе.
Кто дочитал до этого места, тот большой молодец 👍
Ну а я, искренне надеюсь, что было полезно ))
Может быть интересно прочитать:
#ава-терапия #дети #воспитание #поведение людей