Продолжаю «огненную» тему САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЗНАКОМСТВО С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ Сформированности ЛИЧНОСТИ.
Спасибо за вашу активность интерес и внимание.
По мере возможности ответила всем на всё! 😅
Для понимания о чем пойдет речь сегодня, настоятельно рекомендую зайти в предыдущий пост.
Зачем?
Чтобы иметь представление о таком феномене как Способность к САМОРЕГУЛЯЦИИ.
«Плясать» будем отсюда. 👌🏻
Итак, Вы уже знаете, что способность чувствовать себя хозяином собственных мыслей, поступков и компетенций - это умение находится на некотором расстоянии по отношению к ним:
1. Не БЫТЬ ПОГЛОЩЕННЫМ
2. НЕ БЫТЬ ЗАХВАЧЕННЫМ ими.
3 Иметь внутренние отношение «Я не есть моя эмоция».
Сегодня следующий шаг.
🔥 Разберём признаки поведения человека с разным уровнем сформированности личности (обозначим УСЛ).
Начнём с ВЫСОКОГО УРОВНЯ.
⏺ Для личностей с высоким УСЛ характерен ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ развития способности к САМОРЕГУЛЯЦИИ.
1. Осознание своих желаний «есть я, а есть моя эмоция».
2. Не «сливаться» и не отождествлять себя со своими эмоциями, «осознание, импульсаторности в побуждении к действию реакциями. «Я не есть моя эмоция».
3.Удовлетворять свои желания:
1) в моменте,
2) откладывать, изменять способы реализации потребностей (регулировать мотивационно-волевую сферу, управления и исполнения). Как это проявляется? Весьма банально и обыденно в понимании многих.
Когда на одну и туже ситуацию, с одинаковыми исходными данными и условиями, два человека формируют разные реакции реагирования и поведения.
Например.
Ситуация: есть необходимость. написать и сдать важный отчёт и есть два сотрудника.
У одного сотрудника - нет желания закончить сразу он весь в «мыслительных брожения о желании «позажигать».
Выбор - он «забивает», гуляет и потом «в ночь, дабы избежать «казнь» потеет до утра».
Другой - осознаёт, (ощущает) что хочется «позажигать» и есть где и с кем.
Он проявляет волю(!!) выбирает сначала закончить, а уже потом пойти с друзьям раздавить литрушку пивка :) с раками. :)
Почему?
Вопрос в путях и условиях формирования.
Способность к саморегуляции, откладыванию удовлетворения собственных желаний формируется в детстве путём воспитания.
Когда возникают сложности?
Классика: родители удовлетворяли любую прихоть, потому что… (куча якобы причин, причём, как правило, имеющих отношений не к ребёнку, а к личности самого родителя).
⏺ Что происходит?
Я не буду углубляться в нейрофизиологию в фокусе работы мозга как нейропсихолог и расписывать про гиппокам, участвующий в механизмах формирования эмоций, как части лимбической системы головного мозга и гиппокамповой формации.
В схеме покажу упрощено чтобы было понятно. 😉🙌🏼
Личная Потребность ребёнка → Импульсивное желание → Требование (через выбранную форму) → Проявление манипуляции: истерика, хныканье, агрессия, уговоры… → РЕАГИРОВАНИЕ Взрослого (получение обратной связи) → Закрепляющее убеждение (как я должен себя вести чтобы получить) → Адаптирование под взрослого → Действия → Проявление через опыт в каждом последующем случаи при возникновении потребности.
Формируется некая поведенческая модель (дезадаптивная), закреплённая как опыт.
В каждом возрасте, начиняя с раннего детства, по мере созревания различных отделов головного мозга, существует некоторый интервал времени, в течении которого ребёнок способен «терпеть», прежде чем его желание будет удовлетворено.
Вырастая, человеку сложно контролировать и регулировать свои импульсивные реакции и мимолётные мотивы для поведения, особенно когда надо проявить волю и самоорганизованость и ответственность.
⏺ А что с самооценкой?
САМООЦЕНКУ человек с развитой способность к саморегуляции также может регулировать.
Да, попав в неприятную негативную ситуацию, человек может иметь сниженный уровень нейромедиаторов, отвечающих за положительный настрой, мотивацию, желание общаться, НО!
Он может восстановить баланс в короткое время: напоминает себе о своих достижениях, обращается за поддержкой, спорт, медитации, молитвы, контакт с природой и животными, да хоть караоке. 😉 Всё, что помогает.
⏺ Поведенческие стратегии.
Нет попыток «жить в постоянном избегании» и страхе совершить ошибку, получить неприятные переживания.
Каждый раз убегая - человек вырабатывает охранительно-избегательную форму поведения, доводя уровнем своего напряжения (выброса гормонов стресса) нервную систему до истощения (неврастения).
Наоборот, человек СПОСОБЕН ПЕРЕНОСИТЬ неприятные переживания, «не застревая» в них, чтобы не быть захваченным чувствами, регулируя своё состояние и разрешая себе не быть идеальным, не быть совершенным и не соответствовать чужим ожиданиям. 👍🏼
Он может оценить адекватно свои желания и рационализировать свои мысли, не подаваясь порывам и импульсам.
И, конечно, границы…
⏺ Установка границ между собой и другими.
Искать баланс интересов и решать конструктивно задачи. Разрешает быть собой понимая свои слабые стороны, не обороняясь и не перекладывая ответственность за свои неудачи.
Уметь говорить «нет».
Наверняка у многих были ситуации, где не удобно было отказать или сказать «нет»... Ну потому, что...
Так вот, это тоже показатель уровня саморегуляции и уровня сформированности личности.
Делитесь инсайтами.
Что полезного для себя получилось увидеть?
Продолжаем тему? Интересно? 😊
Пишем «ДА», а пока за труды - 💓.
Сайт М.Веритакс - veritaks.com
Канал в Telegram - "Зона перемен"
#марьянаверитакс #саморегуляциячувств #формированиеличности #самооценкаформирование #отношениясокружающими #эмоциикотролироватьсамой #стабильностьвнутри #гармониявотношениях #решениевнутреннегоконфликта #мотивацияуспеха