Дэвид Коллис и Майкл Рукстад из Гарвардской школы бизнеса утверждают, что все предприниматели и менеджеры должны иметь возможность кратко изложить стратегию своей организации с помощью «стратегического заявления». Заявления о стратегии должны содержать три основные темы: основные цели (миссия, видение или задачи), к которым стремится организация; сфера или область деятельности организации; и конкретные преимущества или возможности, которыми она обладает для достижения всех этих целей.
Миссия, видение и цели описывались в постах ранее, поэтому здесь сосредоточимся на двух других основных темах, сфере применения и преимуществах:
• Сфера применения. Сфера или область деятельности организации относится к трем измерениям: потребители или клиенты; географическое положение; и масштабы внутренней деятельности («вертикальная интеграция»).
• Преимущество. Эта часть заявления о стратегии описывает, как организация будет достигать целей, которые она поставила перед собой в выбранной области. В конкурентной среде это относится к конкурентному преимуществу: например, как конкретная компания или спортивный клуб будут достигать целей в условиях конкуренции со стороны других компаний или клубов.
Организация должна быть лучше других в достижении своей конкретной цели. В государственном секторе преимущество может относиться просто к возможностям организации в целом. Но даже организациям государственного сектора часто приходится демонстрировать, что их возможности не только адекватны, но и превосходят возможности других конкурирующих ведомств или, возможно, подрядчиков из частного сектора.
Коллис и Рукстад предполагают, что стратегические заявления, охватывающие цели, масштабы и преимущества, должны содержать не более 35 слов. Эти три темы намеренно сделаны предельно лаконичными.Краткость позволяет таким заявлениям сосредоточиться на главном и облегчает их запоминание и передачу. Таким образом, для Tesla стратегическим заявлением может быть: «Ускорить появление устойчивой солнечной экономики путем разработки и внедрения превосходных технологий на основе батарей в привлекательные электрические продукты массового рынка и вывода их на рынок как можно скорее». Бизнес-идея ИКЕА немного более конкретна: «Создать лучшую повседневную жизнь
для многих людей предлагая широкий ассортимент хорошо продуманных, функциональных товаров для дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей могли себе это позволить.»
Конечно, такие стратегические заявления не всегда выполняются. Обстоятельства могут измениться самым неожиданным образом. Однако в то же время они могут служить полезным руководством как для руководителей при принятии решений, так и для сотрудников и других лиц, которым необходимо понять, в каком направлении движется организация. Способность сформулировать четкую стратегию является хорошей проверкой управленческой компетентности в организации.
Таким образом, стратегические заявления актуальны для широкого круга организаций. Например, небольшой начинающий предприниматель может использовать заявление о стратегии, чтобы убедить инвесторов и кредиторов в своей жизнеспособности. Организациям государственного сектора нужны стратегические заявления не только для них самих, но и для того, чтобы убедить клиентов, спонсоров и регулирующие органы в правильности их приоритетов. Волонтёрским организациям нужны убедительные стратегические заявления, чтобы вдохновлять волонтёров и доноров.
#стратегия
#миссия организации
#видение организации
#Tesla
#Гарвардская школа бизнеса