Привет! Уже лет семь, как я знаком с этим домом и некоторыми его жителями. Даже снимал фильм про эту жемчужину Петербурга. https://youtu.be/6mSfsjHsEPw
Но в этот раз мне довелось осмотреть не одну, а несколько коммунальных комнат в этом доме. Заодно, почти полноценно изучим историю здания.
Этот трёхэтажный, на высоком цоколе дом был построен в 1809 году по заказу богатого купца 1-ой гильдии Козьмы Матвеевича Галашевского. При этом, автором проекта указывается архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Хотя есть в этом нестыковочка- архитектор умер в 1801 году. Как же тогда быть?
Ладно. Как всегда, по традиции, сначала мы осматриваем убранство фасада.
В цокольном этаже до 1824 года размещались не только торговые помещения, но и жилые. После самого сильного наводнения, случившегося в ноябре 1824 года воспрещалось проживать в цокольных этажах.
На уровне первого этажа над проездной аркой устроено окно-люнет с круглыми окнами по бокам.
В замковом камне над люнетом спряталась голова августа -льва.
На уровне второго этажа над воротной аркой архитектор разместил гранитный балкон.
Фотография времён 1960-х годов.
Балконная решётка судя по всему оригинальная, кованная, с греческим меандром в верхней части.
Массивные, из серого гранита, парные консоли поддерживают балконные плиты.
Если площадь фасада цокольного этажа оформлена гладкой штукатуркой, то площадь фасада первого этажа рустована.
Пространство над окнами прямоугольной формы украшают замковые камни с маскаронами.
Было бы здорово угадать, что за антропоморфные герои здесь представлены.
Второй маскарон.
Перейдём к осмотру фасада второго этажа. Все окна по краю декорированы широкими наличниками. Над окнами ризалитной части в прямоугольных проёмах сложены барельефы.
Осмотрим их ближе. Во всех барельефах сюжеты связаны с играющими путти-ангелами без крыльев.
Расшифровать бы эти сюжеты.
Ещё один барельеф.
Над окнами по бокам от ризалита можно так же обнаружить барельефы в круглых проёмах, а над одним из окон расположился треугольный сандрик на консолях.
Треугольный сандрик ближе.
Барельефы в проёмах круглой формы содержат сюжеты с одинокими девами.
Ещё один барельеф с одинокой девой.
Перейдём к осмотру фасада третьего этажа. Межоконное пространство на уровне второго и третьего этажей занято коринфскими псевдоколоннами-пилястрами.
Окна как и на уровне второго этажа оформлены наличниками, а в подоконном пространстве -лентой греческого меандра в виде морской волны.
Барельефная лента с меандром.
Капители двухэтажных пилястр оформлены коринфским ордером.
Сверху здание увенчано треугольным фронтоном.
Во внутренней части фронтона расположилось окно-люнет с, неужели???, старинной столярной рамой.
Ещё необходимо отметить, что карниз, отделяющий фронтон от основной части здания декорирован кирпичиками-мутулами и дентикульным карнизом.
Как же удивительно, что сохранилась дореволюционная рама. Конечно же она здесь стоит не с начала 19–го века, хотя…
В общем, осмотрев убранство фасада, предлагаю пройти во внутренний двор.
Арка проездная просторная и рассчитана на проезд больших повозок.
Фасад со стороны двора также декорирован, но скромнее.
Главная парадная очень неприметна и расположена по правую руку при входе из арки во двор.
Давайте-ка заглянем за эту дверь.
Парадный вестибюль скромный и тёмный при входе.
Декора как стенового, так и потолочного или не было совсем или он был уничтожен.
Полы выложены из плит, скорее всего путиловских.
Парные окна на первой межэтажной площадке.
Лента лестничных маршей обвивает столбы, являющиеся частью несущей конструкции. Круглые окна со стороны квартиры освещают небольшой проход в кухню. Мы скоро выглянем в одно из таких окон.
На уровне второго этажа круглые окна - парные.
А вот и дверь проглядывает, которая нужна. Правда сегодня она снаружи неумело обшита тканью. Не хочу показывать.
На площадке второго этажа находилась хозяйская квартира. Оставшиеся в этой парадной квартиры сдавались внаём.
Обязательно выглянем в то круглое окно. За дверью справа располагается большая коммунальная квартира.
Моё отражение.
Звонки не работают, но на фоне обтрёпанной обивки двери выглядят зрелищно.
Фото ближе.
Ещё один звоночек.
Парадную мы с вами осмотрели и перед тем, как войти в квартиру, давайте изучим историю участка и здания.
На плане 1738 года Средняя першпектива - Гороховая улица ещё не доведена до берега реки Фонтанки.
Красной линией обведён интересующий нас участок. В то время он был вытянутой по длине формы.
На аксонометрическом плане 1765-1773 годов примерно в этом месте располагается наш участок.
Вероятно тот же пустой, без построек участок представлен и на Сенатском плане 1798 года.
В 1809 году первым известным нам владельцем становится купец 1-ой гильдии Кузьма Матвеевич Галашевский, владеющий двумя соседними участками.
Не совсем понятно как Юрий Матвеевич Фельтен мог построить здание в 1809 году, если он скончался в 1801 году?
Сам Галашевский выходец из города Вытегры Вологодской губернии.
Дом семейства Галашевских в Вытегре жив и сейчас. Вон он справа.
Дом Галашевских ближе!
Вытегорье - корабельная сторона. Галашевские Кузьма и Иван Матвеевичи - вытегорские купцы 1-ой гильдии, родом из Андомы. По вероисповедованию являлись старообрядцами.
Кузьма Матвеевич Галашевский некоторое время, также как и брат, исполнял обязанности бургомиста города Вытегры.
В начале 19-го века основал стекольный завод в будущем имении Княжелисино - современном Новолисино.
«Усердием» то есть на средства Вытегорского купца Косьмы Матвеевича Галашевского в селе Андоме в 1811 году будет выстроена Троицкая каменная церковь.
Её здание сохранилось и до наших времен, к сожалению в убийственном для неё виде.
Вы бы видели! Хотя именно в эту минуту что-то могло измениться.
Парочка фотографий церкви, сделанных несколько лет назад.
Неужели ничего не изменилось?
В 1822 году всё тому же семейству Галашевских в Петербурге принадлежат два участка.
На плане 1828 года строения на участке каменные - отмеченные чёрным цветом.
В 1836 году владелицей участка представлена дочь купца Галашевского.
Также и в 1844 году под номером 70 вероятно представлена некая Галашевская. Рядом же под номером 68 видим знакомых Копосовых.
Впрочем и позже, в 1849 году всё те же Галашевские владеют участком.
В справочнике за 1854 год владелицей участка представлена дочь -Наталья Галашевская.
Выдержка из купеческой книги за 1865 года. Наталья Козьминична родится в 1806 году.
Семейство Галашевских проживёт в собственном доме на Фонтанке 53 года.
А вот и про Якова Исааковича в 1865 году выписка. Правда кем он является Козьме Матвеевичу - неизвестно, другом или братом. Связь в следующем- торговля живою рыбой на садках у Семёновского моста.
Спустя 4 года, в справочнике за 1869 год участком 71 владеет некий Яков Лебедев. Нужно уточнить, что Яков Исаакович Лебедев не просто так купил дом у набережной реки Фонтанки. И вот почему.
Выписка из 1891 года о Якове Исааковиче Лебедеве звучит так.
За этом же 1891 году купец Лебедев владеет 21 доходным домом.
Здесь у Семёновского моста Купец Лебедев владел садками с живой рыбой. Одно время набережная реки Фонтанки у Семеновского моста на Гороховой улице являлась центром торговли живой рыбой.
На этом месте реки купец Лебедев, которому было отдано монопольное право рыбной торговли оптом, установил так называемые садки - небольшие деревянные баржи с прорезами на дне для протока речной воды.
Так выглядел интересующий нас дом в 1910 году.
Фамилия Лебедевых владела домов вплоть до 1917 года. В последнем дореволюционном справочнике представлен подпоручик запаса Владимир Яковлевич Лебедев.
Ну и познакомившись с историей владения домом, пришло время заглянуть в главную квартиру дома. Это потрясающее место.
Заглядываем в двери второго этажа главной парадной.
В просторной прихожей необходимо отметить одноярусный мраморный портал камин и полуциркульный оконный проём с травлёным витражом внутри.
Камин с витражом ближе.
Мраморное украшение портала камина ближе.
Вид на прихожую ближе к выходу.
Осмотрев это прекрасное место ближе, проходим дальше. Сегодня в главной квартире дома уже долгое время размещается коммунальная квартира.
Фото из прихожей в стороны выхода из квартиры.
Вторая часть коммунальной прихожей.
Стиральные машины в коридоре и отклеенные обои над проходом слева.
Заглянем в одну из туалетных комнат? Она заперта на висячий замок.
Внутри туалета сохранились сохранилась дореволюционная плитка.
Помимо настенной плитки сохранилось некое дореволюционное устройство-держатель.
Осмотрев ватерклозет, следуем узким коридором в помещение кухни.
На потолке над проходом в кухню видим частичное обрушение потолка. Осталась одна дранка и отклеенные со стены обои.
В узком проходе, предназначенном для прислуги обнаруживаем то самое окно с травлённым витражом.
Так он выглядит на просвет. Шикарный! Редкая вещь!
Дальше встречаем те самые круглые окна, которые отметили в парадной на уровне второго этажа.
Вид из первого наружу, в парадную.
Узким и довольно тёмным коридором проходим в кухню.
Помещение кухни очень просторное. Здесь можно жить. Но это опасно!
Потолочная штукатурка обрушилась, обнажив дранку.
Из кузни во внутренний двор выглядывают три окна.
Территория так называемого "мокрого места" - т.е. мойки усилена конструкцией, дабы не обрушиться.
Я бы в такой раковине-мойке посуду бы помыл.
Осмотрев кухню, следуем в следующие помещения некогда самой богатой квартиры.
Исторические слои обоев.
В советское время здесь понаделали узких и тёмных, даже при электрическом свете коридоров.
Убранство некоей дополнительно прихожей, сохранившей довольно богатое классическое убранство.
Историческая часть квартиры ведущая в две разные гостиные.
Две исторических эскедры.
Дальше по коридору на стенах отмечаем обработку стен стюком, штюком, стукко - искусственным мрамором.
Это очень удивительно и редко особенно для коммуналок тем более с таким обращением к самой квартире. Уникальные время и артефакты. Редчайшие.
Лично я был в шоке от того, что обнаружил. Стены коммунальной анфилады сплошь покрытые стюком это уникально.
Даже в самом закутке, где стоят убитая стиралка и водогрей - проглядывает стюк.
"Штюк", "стюк", "стукко" ближе. Сердце щемит от этого вида, но у людей, проживающих здесь выхода судя по всему нет. Они здесь живут.
Потолок именно в этом помещении сохранил свой оригинальный вид.
Ещё один вид потолочного убранства.
Невозможно оторваться, но пора идти дальше.
Потолочный декор как и в предыдущей гостиной. Только цветовой декор стен между ними различается.
Ещё одни общий вид на потолок.
Одна из пустующих комнат этой коммунальной квартиры.
Обои просто великолепны, в кавычках.
Только печь останавливает на себе взгляд обывателя.
Изразцы, которым облицована печь - белого цвета. Печь точно разбиралась, судя по всему в поисках неких сокровищ. Местные говорят, что именно эта комната очень холодная в любое из времён года.
Потолок в этой комнате.
Осмотрев эту комнату, следуем дальше. Получается как в какой-то компьютерной игре.
Да, эта гостиная разделена на две части: прихожая и сама комната.
В главной комнате, той что с выходом на балкон сохранилось некое убранство.
Помимо потолочного декора в этой комнате необходимо обратить внимание на паркет. Под советским паркетом сохранился оригинальный дореволюционный.
Вот например виднеется некий оригинальный завиток.
В общем, ещё необходимо исследовать вторую часть квартиры, сегодня недоступную. Видимо следующее исследование произойдёт чуть позже. Я на это очень надеюсь.
Надеюсь, Вам понравился этот пост, мои дорогие подписчики!
Хочу напомнить вам, что коплю на какой-нибудь компьютер с возможностью монтирования видеороликов.
Буду Вам очень благодарен, если Вы поможете мне.
Для меня важен любой рубль. Мой номер телефона 89119293099 привязан к картам банков "Сбер", "Тинькоф" и "Альфа."
Помимо добровольного пожертвования я предлагаю Вам приобрести один из моих трудов:
Ну а пока буду делать фотографии и писать тексты здесь, в ставшем мной любимым Дзене!
До новой встречи, Друзья!