Найти в Дзене
Дошкольный логопед

8 секретов одного педагога

Среди преподавателей есть особенная категория: учителя-логопеды и учителя-дефектологи, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Автор этих строк одна из них. Каждое утро я открываю двери своего кабинета, чтобы сломать, разрушить устоявшийся стереотип: только старательные, способные, лучшие ученики позволяют добиться высоких результатов.

Дети, которых учим мы, – разные. Несомненно, талантливые. (Увы, разглядеть и выпестовать их талант нелегко). Как правило, рассеянные, чрезмерно активные или заторможенные, устающие уже через пять минут, редко – мотивированные, часто – с трудом понимающие обращенную речь и всегда – говорящие плохо: «Аи аи я не а» («На занятии я не была»).

Это – старт. Линия, от которой мы начинаем.

Стих, прочитанный на выпускном, победы в региональных, всероссийских и международных конкурсах и викторинах, пухлая папка-портфолио, долгожданная характеристика ПМПК – независимой психолого-медико-педагогической комиссии – «К школе готов!». Вот финиш, к которому мы придем.

Воспоминание, веха из жизни 110 выпускников и, надеюсь, история будущих воспитанников.

Необучаемых нет. Верьте в ребенка, не позволяйте биологии оправдывать вас, каждый раз ставьте новые, все более сложные цели, ждите многого от детей, не жалейте сил – душевных и физических – и помните: «Возможно все. На невозможное просто требуется больше времени».

Здесь – аксиома, залог успеха величайшей в мире профессии. Мировоззрение. Альфа и омега.

А теперь – набор инструментов. За годы практики он совершенствовался, пополнялся новыми приемами и пересматривался не один десяток раз. Ответ на вечный вопрос «Что делать?» даст методическая литература, скорректируют законы онтогенеза и уточнит сам ребенок, его потребности «здесь и сейчас», но «как делать» может объяснить только опыт. Через пробы и ошибки это знание приходит к каждому из нас, шлифуется, становится основой того, что принято называть «мастерством педагога».

Микрометоды. Секреты учителей. Стороннему наблюдателю они кажутся простыми и обыденными. Но ведь все великое, - а преподавание, безусловно, стоит отнести к таковым, - начинается с малого. Скульптура – с умения держать молоток и долото, живопись – кисть, музыка – с нотной грамоты. Ниже – несколько конкретных и четких советов, которые, смею надеяться, пригодятся уважаемым коллегам их в неустанной работе над шедевром педагогики, имя которому – ребенок.

Совет первый. Старайтесь сделать так, чтобы маленький ученик участвовал в занятии, а не просто присутствовал на нем.

Ребенок смотрит в окно, молчит в ответ на заданный вопрос или, того хуже, отвечает неправильно? Спрашивайте его чаще, хотя соблазн оставить в покое и опереться на сильных – велик. Пусть рассуждает, ошибается и, получив подсказку, рассуждает вновь. В самых трудных случаях – повторяет правильный ответ за вами или за другими детьми. Что угодно, кроме апатии и пустых глаз!

День за днем терпеливо подводите ребенка к очевидному: на вашем занятии слушают, думают, трудятся все. Без вариантов.

-3

Совет второй. Не принимайте почти правильные ответы.

Поощряйте дополнения и уточнения, оттачивайте фразу, выслушивайте варианты ребят и отвечайте вновь. В поиске истины мелочей не бывает.

Постепенно дети привыкнут формулировать мысль, подыскивать точное слово, вести почти научный диалог.

«Нет» неполным ответам. «Да» призыву поразмыслить еще чуть-чуть.

-4

Совет третий. Учите детей слушать и слышать.

Очень важно, чтобы вашу речь или ответ одного из детей слушали все. Многоголосье и попытки перебить друг друга недопустимы.

Совет четвертый. Будьте внимательны к слову.

Лексические и грамматические ошибки свойственны всем детям (а детям с нарушениями речи – особенно), и каждый раз мы стараемся тактично исправить их. Постепенно следить за своей речью и речью друг друга входит в привычку.

Совет пятый. Добивайтесь, чтобы в большинстве случаев дети отвечали полным предложением.

Достаточно произнести первые слова или просто напомнить:

- Сколько яблок в корзине?

- Два.

- В корзине…

- В корзине два яблока.

- Кого встретил колобок?

- Лису.

- Молодец. Теперь скажи полным предложением.

- Колобок встретил лису.

- Отлично.

Разумеется, в обычной жизни люди не столь официальны, но на занятии вы формируете культуру грамотной речи. А грамотная речь, умение выразить и убедительно донести свои мысли – залог успеха.

Совет шестой. Обязательно проверяйте, поняли ли дети услышанное.

Вы удивитесь, но в голове ребенка «лукошко» вполне может оказаться «кошкой, которая ест лук». Именно поэтому «обратная связь» так важна.

Совет седьмой. Активизируйте, увлекайте детей.

-5

Попробуйте дирижировать: пусть отвечают хором: «на раз-два!». Или скажите, что спросите любого:

- Я могу позвонить каждому из вас. Алло! Алло! Здравствуй, Тимофей.

- Здравствуйте.

- Как ты считаешь…

Телефон из пальцев всегда вызывает улыбку. Дети подпрыгивают от нетерпения: «абонент» хочет разговаривать и думать, хочет, чтобы позвонили именно ему.

Импровизируйте. Наша цель – ребенок. Бодрый и внимающий каждому слову.

Совет восьмой. Будьте позитивны.

Если вы получаете удовольствие от занятия и общения с детьми, если «От улыбки хмурый день светлей» и «Спокойствие, только спокойствие» - ваше кредо, не удивляйтесь топоту ног в коридоре. Это спешат дети, которые хотят, а значит, будут, учиться.

-6