Среди преподавателей есть особенная категория: учителя-логопеды и учителя-дефектологи, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Автор этих строк одна из них. Каждое утро я открываю двери своего кабинета, чтобы сломать, разрушить устоявшийся стереотип: только старательные, способные, лучшие ученики позволяют добиться высоких результатов.
Дети, которых учим мы, – разные. Несомненно, талантливые. (Увы, разглядеть и выпестовать их талант нелегко). Как правило, рассеянные, чрезмерно активные или заторможенные, устающие уже через пять минут, редко – мотивированные, часто – с трудом понимающие обращенную речь и всегда – говорящие плохо: «Аи аи я не а» («На занятии я не была»).
Это – старт. Линия, от которой мы начинаем.
Стих, прочитанный на выпускном, победы в региональных, всероссийских и международных конкурсах и викторинах, пухлая папка-портфолио, долгожданная характеристика ПМПК – независимой психолого-медико-педагогической комиссии – «К школе готов!». Вот финиш, к которому мы придем.
Воспоминание, веха из жизни 110 выпускников и, надеюсь, история будущих воспитанников.
Необучаемых нет. Верьте в ребенка, не позволяйте биологии оправдывать вас, каждый раз ставьте новые, все более сложные цели, ждите многого от детей, не жалейте сил – душевных и физических – и помните: «Возможно все. На невозможное просто требуется больше времени».
Здесь – аксиома, залог успеха величайшей в мире профессии. Мировоззрение. Альфа и омега.
А теперь – набор инструментов. За годы практики он совершенствовался, пополнялся новыми приемами и пересматривался не один десяток раз. Ответ на вечный вопрос «Что делать?» даст методическая литература, скорректируют законы онтогенеза и уточнит сам ребенок, его потребности «здесь и сейчас», но «как делать» может объяснить только опыт. Через пробы и ошибки это знание приходит к каждому из нас, шлифуется, становится основой того, что принято называть «мастерством педагога».
Микрометоды. Секреты учителей. Стороннему наблюдателю они кажутся простыми и обыденными. Но ведь все великое, - а преподавание, безусловно, стоит отнести к таковым, - начинается с малого. Скульптура – с умения держать молоток и долото, живопись – кисть, музыка – с нотной грамоты. Ниже – несколько конкретных и четких советов, которые, смею надеяться, пригодятся уважаемым коллегам их в неустанной работе над шедевром педагогики, имя которому – ребенок.
Совет первый. Старайтесь сделать так, чтобы маленький ученик участвовал в занятии, а не просто присутствовал на нем.
Ребенок смотрит в окно, молчит в ответ на заданный вопрос или, того хуже, отвечает неправильно? Спрашивайте его чаще, хотя соблазн оставить в покое и опереться на сильных – велик. Пусть рассуждает, ошибается и, получив подсказку, рассуждает вновь. В самых трудных случаях – повторяет правильный ответ за вами или за другими детьми. Что угодно, кроме апатии и пустых глаз!
День за днем терпеливо подводите ребенка к очевидному: на вашем занятии слушают, думают, трудятся все. Без вариантов.
Совет второй. Не принимайте почти правильные ответы.
Поощряйте дополнения и уточнения, оттачивайте фразу, выслушивайте варианты ребят и отвечайте вновь. В поиске истины мелочей не бывает.
Постепенно дети привыкнут формулировать мысль, подыскивать точное слово, вести почти научный диалог.
«Нет» неполным ответам. «Да» призыву поразмыслить еще чуть-чуть.
Совет третий. Учите детей слушать и слышать.
Очень важно, чтобы вашу речь или ответ одного из детей слушали все. Многоголосье и попытки перебить друг друга недопустимы.
Совет четвертый. Будьте внимательны к слову.
Лексические и грамматические ошибки свойственны всем детям (а детям с нарушениями речи – особенно), и каждый раз мы стараемся тактично исправить их. Постепенно следить за своей речью и речью друг друга входит в привычку.
Совет пятый. Добивайтесь, чтобы в большинстве случаев дети отвечали полным предложением.
Достаточно произнести первые слова или просто напомнить:
- Сколько яблок в корзине?
- Два.
- В корзине…
- В корзине два яблока.
- Кого встретил колобок?
- Лису.
- Молодец. Теперь скажи полным предложением.
- Колобок встретил лису.
- Отлично.
Разумеется, в обычной жизни люди не столь официальны, но на занятии вы формируете культуру грамотной речи. А грамотная речь, умение выразить и убедительно донести свои мысли – залог успеха.
Совет шестой. Обязательно проверяйте, поняли ли дети услышанное.
Вы удивитесь, но в голове ребенка «лукошко» вполне может оказаться «кошкой, которая ест лук». Именно поэтому «обратная связь» так важна.
Совет седьмой. Активизируйте, увлекайте детей.
Попробуйте дирижировать: пусть отвечают хором: «на раз-два!». Или скажите, что спросите любого:
- Я могу позвонить каждому из вас. Алло! Алло! Здравствуй, Тимофей.
- Здравствуйте.
- Как ты считаешь…
Телефон из пальцев всегда вызывает улыбку. Дети подпрыгивают от нетерпения: «абонент» хочет разговаривать и думать, хочет, чтобы позвонили именно ему.
Импровизируйте. Наша цель – ребенок. Бодрый и внимающий каждому слову.
Совет восьмой. Будьте позитивны.
Если вы получаете удовольствие от занятия и общения с детьми, если «От улыбки хмурый день светлей» и «Спокойствие, только спокойствие» - ваше кредо, не удивляйтесь топоту ног в коридоре. Это спешат дети, которые хотят, а значит, будут, учиться.