Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
1) Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
2) Ориентировку в окружающем пространстве.
Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве.
Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.
На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребенка осуществляется только через правую руку. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.
Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или влево. Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, появляется позже.
Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении
Задания на формирование пространственного восприятия детей можно посмотреть здесь https://vk.com/club146615546?w=wall-146615546_360%2Fall