Найти тему

Менеджер уволился и забрал базу клиентов.

Картина как из судного дня, не правда ли? Особенно в современных реалиях, когда каналов привлечения стало на порядок меньше, а конкуренция в них сравнима разве что с пляжем в Сочи в разгар сезона.

Но, к сожалению, даже в 2022 году многие компании не застрахованы от этого. Старые “дедовские” методы ведения бизнеса все еще с успехом практикуются даже компаниями - лидерами отрасли. Прием заявок только на мобильник директора, запись контактов секретарем и хорошо, если в файл Эксель, а вполне может быть и просто на стикеры.

И если вам кажется, что я абсолютно зря вас пугаю и вы думаете, что мы находимся в самом расцвете цифровой трансформации бизнеса, а автоматизация и упрощение процедур уже затронули даже самые отдаленные уголки нашей страны, то спешу вас расстроить. По данным ГК «Эдит про» на конец 2021 года не более 25% компаний внедрили в свою работу какую-либо из CRM систем. Но и эти данные нельзя считать достоверными, ведь часто внедрение заканчивается на стадии “да гори оно все синим пламенем, только деньги зря потратили. Работали всю жизнь в excel, вот и не надо было менять ничего”. И внедренной система является только на бумаге и в статистике компании интегратора. Но реальной пользы для бизнеса такая система не приносит.

Почему так происходит и как этого избежать я расскажу в следующих статьях, а пока вернемся к нашей базе клиентов.

В чем же проблема базы клиентов в excel или на листочках?

  1. Во-первых, она не принадлежит компании. В любой момент менеджер может уволиться и забрать/удалить эту базу.
  2. Нельзя проконтролировать всех ли клиентов и сделки занесли в таблицу.
  3. Нельзя отследить статус сделки, ну или по крайней мере крайне сложно, тем более понять на какой стадии переговоры и т.д.
  4. Отпуск или болезнь менеджера могут поставить его заместителя в тупик. Переговоры и переписка никак не связаны с клиентами в файлике. Пока разберешься о чем была договоренность, уже и отпуск закончился.
  5. Пустая трата времени. Менеджер совершает много повторяющихся ежедневно действий.
  6. Ну и самое главное - нет никакой отчетности и контроля, а если он и есть, то делается вручную, занимает время и содержит множество ошибок.

Я думаю, что опытный руководитель отдела продаж сможет придумать еще несколько проблем такого ведения базы клиентов. И большинство компаний уже не раз задумывались о том, чтобы что-то поменять. Но что и как менять - это отдельная головная боль.

Конечно, есть решение у всех этих проблем и это решение - внедрение CRM. Но это только звучит так просто и еще проще преподносится большинством интеграторов. На самом деле грамотно внедрить CRM удается единицам.

Что я подразумеваю под грамотно? Когда CRM действительно упрощает и систематизирует работу. Когда перед внедрением проводится изучение процесса продаж, составляется список требований и интеграторы предлагают возможные решения для автоматизации тех или иных процессов. Еще лучше, если предварительно проводится аудит бизнес-процессов (на самом деле предварительный аудит бизнес-процессов - это обязательно условие для успешного внедрения CRM, но об этом я расскажу позже).

Какие есть возможности для ведения базы клиентов в основных CRM, доступных в нашей стране?

  1. Самое простое решение при минимально настроенных интеграциях - вносить вручную каждого клиента. Этот способ практически ничем не будет экономить время вашим менеджерам. Основной плюс ведения CRM в таком виде - все клиенты и сделки, что были внесены в систему не могут быть скачаны или удалены оттуда. Также при определенным образом выстроенных правах доступов каждый менеджер может видеть только свои сделки или только своих клиентов.
  2. Следующий уровень настройки CRM - это интеграция различных источников заявок, таких как почта, звонки (это могут быть как стационарные телефоны, так и корпоративные мобильники сотрудников), чаты с сайта, сообщения из соцсетей, сообщения с других сайтов, например с Авито. При таких настройках все сообщения попадают в Битрикс и заявка создается автоматически. Первоначально полученные данные от клиента сразу заносятся в карточку. менеджеру остается только добавить информацию. Плюс такого уровня настроек в том, что вы получаете все заявки в CRM вне зависимости от качества работы и внимательности ваших менеджеров. В такой ситуации уже и время менеджера экономится и вы уверены, что никакая заявка не будет потеряна.
  3. Классические настройки CRM предусматривают 3 сценария: новая заявка с пометкой новые клиенты - если в базе данных CRM еще нет клиента с такими контактами; новая заявка с отметкой повторный клиент - если в базе данных CRM есть уже закрытая сделка именно с этим клиентом; а также третий сценарий, по которому новое обращение от старого клиента сделка с которым открыта - падает в окно открытой сделки и новая заявка не создается. Данный алгоритм позволяет вам реализовать различные сценарии работы отделов продаж. Например, когда сделки с новыми клиентами обрабатывает один менеджер, а со старыми работает другой. Исходя из процессов у вас могут различаться скрипты продаж для работы с новыми и старыми клиентами.
  4. При самых сложных кастомных интеграциях CRM системы могут проводить предварительный скоринг клиентов. Например, у вас уже есть большая база клиентов с закрытыми сделками. Оборот от выигранных сделок также указан корректно. Тогда при установке и правильной настройке дополнительных модулей CRM система может автоматически показывать к какой группе клиентов относится та или иная заявка. (например, укажет, если клиент относится к группе вип). Исходя из такого скоринга у менеджеров по продажам могут быть различные регламенты, предварительно согласованные скидки и процедура продаж. Это уже высший пилотаж и такие настройки будут корректно работать только при корректном ведении базы клиентов и сделок, что не всегда удается добиться от менеджеров.

Конечно, собирать базу данных по клиентам - это лишь небольшая часть того, что могут современные CRM. Однако, уже одно только это позволяет бизнесу решить главную головную боль - узнать все о своих клиентах.

Что делать с этой информацией - это тоже предмет уже совсем другой статьи, намекну лишь на то, что анализ существующей базы клиентов и грамотная работа с ней - это 80% успеха вашей компании. Особенно когда получать все новых и новых клиентов становится дороже, на первые роли выходит грамотная работа со своими старыми клиентами. Повышение LTV (LTV или customer lifetime value — это «пожизненная стоимость клиента») допродажи, повышение лояльности и многое другое.

Хотите начать внедрение CRM в свой бизнес правильно и эффективно? Я консультирую по всем вопросам от выбора подходящей CRM до сложных кастомных интеграций. Расскажите мне о сложностях работы вашего отдела продаж и я предложу вам оптимальное решение.