Это педагогическая система, основанная на идее свободного воспитания: ребенок самостоятельно выбирает, чем хочет заниматься, разбирается в этом, осознает и исправляет свои ошибки, таким образом - учится, а взрослые лишь наблюдают и иногда подсказывают, чтобы не навязывать ребенку свое мнение и не критиковать его действия. Методика была предложена в первой половине ХХ века итальянским педагогом Марией Монтессори. В России активно применяется с 90-х годов ХХ века.
История разработки методики
Мария Монтессори (31 августа 1870 - 6 мая 1952) родилась в Италии, в городе Кьяравалле.
Получила необычное для девушки ее круга образование. В 12 лет смогла поступить в техническую школу, куда до нее принимали только юношей. В этот период ее больше всего интересовали математика и естественные науки. В 26 она поступила на медицинский факультет Римского университета, что сделало ее первой в Италии женщиной-врачом.
К идее разработки методики она пришла, когда работала ассистентом врача психиатрической клиники. Тогда Мария познакомилась с трудами французских психологов Жана Марка Гаспара Итара и Эдуарда Сегена и, опираясь на их опыт, разработала свои методы для развития органов чувств у умственно отсталых детей.
Новую методику она применила, когда работала директором Ортофренического института в 1899-1901. При нем были школы для умственно отсталых детей, в которых и преподавала Мария. Результат: многие из ее учеников смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
После этого Монтессори начала интересоваться вопросами воспитания здоровых детей и в 1907 году в Сан-Лоренцо открыла свой первый “Дом ребенка”.
Принципы системы
- Главный принцип ее методики звучит как “Помоги мне это сделать самому”. Учитель предлагает ребенку игрушки, которые могут ему понравится, следит за тем, как он играет, но ни в коем случае не диктует свои правила. Может показать ученику в первый раз, как что-то делать, но помогать - только в случае необходимости.
- Ребенок делает то, что хочет. Он может свободно ходить по игровой комнате и выбирать те активности, которые ему интересны. Никто не должен навязывать ему свое мнение. Никакой четкой программы обучения.
- Старшие учат младших. Группы должны быть разновозрастные. В садах по системе Монтессори обучают детей от 0 до 6 лет. Важно, чтобы старшие учились заботиться о младших, практикуя взаимопомощь и сотрудничество, а также воспитывая лидерские качества.
- Занятия проводятся в специальной игровой комнате - Монтессори-среде. Она делится на несколько зон, в каждой из которых ребенок может найти для себя что-то интересное: зона естествознания, зона практической жизни, сенсорная, языковая и математическая.
- Никаких запретов и критики. Ребенок может ошибаться, но у него есть на это полное право, ведь он сам способен исправить свои ошибки.
- Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. В системе много игр с нанизыванием, сортировкой и угадыванием на ощупь мелких предметов. Например, фасоли или бусинок. Это развивает речь, память, внимание и интеллект.
- Детей учат поддерживать порядок и быть самостоятельными. Они должны убирать за собой игрушки и возвращать книжки на полки. Все пособия в комнате в одном экземпляре, таким образом дети учатся договариваться и ждать своей очереди.
Сензитивные периоды
Мария Монтессори в ходе своей работы заметила, что в определенном возрасте у ребенка развивается тот или иной навык. Эти периоды она назвала сензитивными (сенситивными). По ее мнению, большинство из них приходятся на первые шесть лет жизни:
0-3 года - период восприятия порядка (учимся убирать за собой игрушки, помогать по дому);
0-5,5 - период сенсорного развития (развивается слух, зрение, обоняние, осязание);
0-6 лет - период развития речи (с каждым годом ребенок говорит все лучше);
1-4 года - период развития движений и действий (пора во всю бегать и скакать);
1,5-6,5 лет - период восприятия маленьких предметов (развивается мелкая моторика рук);
2,5-6 лет - период развития социальных навыков (умение общаться, быть вежливым, находиться в обществе).
Очень важно не упустить ни один из них и предоставить ребенку возможность самостоятельно развить все необходимые навыки в нужное время.
Методика Монтессори сегодня
Сегодня методика популярна по всему миру, в том числе и в России: Монтессори-сады работают практически в каждом городе. На сайте Ассоциации Монтессори-педагогов России опубликован список из 90 групп Монтессори-садов Москвы и Московской области. Также есть карта всех Монтессори-площадок России и СНГ. На карте можно найти не только сады, но и школы. Их создают, потому что детям из Монтессори-садов крайне сложно адаптироваться в начальной школе, где нельзя свободно перемещаться по классу, а можно только то, что говорит учитель. Существуют как отдельные Монтессори-школы, так и экспериментальные классы-Монтессори на базе общеобразовательных школ. В них дети могут выбирать, что им больше хочется изучать, в течение обучения классические оценки не ставятся, лишь прошёл - не прошёл, освоил - не освоил. Только выпускники все-таки должны пройти систему оценивания, которая предусмотрена в их стране для поступления в вуз.
Критика методики
- Дети не занимаются творчеством. Система помогает развить интеллект ребенка и учит применять знания на практике. Никакого рисования, пения, танцев в Монтессори-классах вы не встретите.
- Не умеют дружить. Ученики в таких садах/школах занимаются индивидуально. Да, они умеют договариваться, кто первый будет читать книжку, но читать ее вместе не смогут. Многие обвиняют систему в том, что дети растут социопатами и эгоистами.
- Сложно привыкнуть к порядкам общеобразовательной школы. Ни тебе индивидуальных занятий, ни свободы действий, нужно переучиваться делать то, что делают все и воспринимать учителя как авторитета, а не как помощника.
Кому подходит система Монтессори
- Так как в первые годы жизни за ребенка решают родители, то, в первую очередь, система подойдет родителям, которые готовы дать ребенку учиться самостоятельно. Для тех, кто думает, что он обязательно наглотается бусинок или удариться о шкаф, а педагог не уследит, эта методика не подходит.
- Это выбор родителей, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и готовы эту цену заплатить, потому что пособия стоят дорого, а их должно быть достаточное количество, чтобы ребенку всегда было интересно.
- Занятия в Монтессори-среде для усидчивых и любознательных детей. Если у вас активный творческий ребенок, ему быстро станет скучно.