Как-то незаметно прошла новость о том, что 11 мая 2022 года совершил первый полёт длительностью 2 часа 15 минут самолёт ATR-42-600S STOL. Собственно, ATR-42 эксплуатируется уже почти 40 лет, репутацию он закрепил как надежного самолёта, по характеристикам схожим с Ан-24. Вместимость та же, дальность то же такая же. Расход поменьше, комфорта в целом побольше, скорость повыше, да противообледенительная система немного другая, на мой взгляд, похуже на АТР.
Для такого самолёта, который рассчитан на 48 пассажиров, очень критичный показатель – потребная длина ВПП, так как часто самолёты этого типа садятся на очень скромные полосы, особенно это касается островных территорий, например, Мальдив или Французской Полинезии. Да и у нас далеко за примером ходить не надо – в Оху Дальавиа летала только на Ан-24, так как Ан-26 уже не позволяла принять короткая полоса (1300 метров) аэропорта Оха. В Приморском крае в Кавалерово полоса тоже 1300 метров, однако туда уже не летали даже на Ан-24, только Як-40, но там ещё особенности рельефа критичны. У АТР-42 длина разбега составляет 1163 метра, а пробега всего 1040 метров.
Но ATR решили замахнуться аж на 800 метровые полосы. Для этого решили переработать несколько систем. Во-первых, сократить пробег. Теперь посадка будет возможна с выпуском закрылков на 25º. На посадке будут раскрываться оба тормозных щитка, тогда как ранее они использовались для поворотов в полёте. Так же будут реализованы автотормоза. А для сокращения дистанции разбега будет, в первую очередь, изменена площадь Т-образного оперения и увеличен допустимый угол отклонения на кабрирование. Уменьшится и масса пустого самолёта за счёт более легких сидений и уменьшения оборудования кухонь. Вместимость составит 42 пассажира.
Ирландский лизингодатель Elix Aviation Capital станет первым заказчиком, купившим 10 самолетов с 2022 по 2024 год. Благодаря Air Tahiti и другому неизвестному заказчику общее количество заказов достигло 17. Не так много, конечно. Но и АТР сдают по 2-3 самолёта в месяц. Это при том, что в основном продается модель АТР-72, сегмент до 50 кресел вообще очень скромный. Он востребован, но в данном сегменте самолёты окупаются подолгу, поэтому летают по 30-40 лет, парк обновляется редко. Поэтому в данном сегменте только АТР и остались. В России предполагается освоить выпуск аналогичной машины – ТВРС-44 на мощностях завода Авиакор совместно с УЗГА.
У ТВРС-44 будет чуть меньшая вместимость (40 пассажиров), чуть меньшая длина, но чуть больший размах крыла (площадь крыла больше всего на 1,5 м2). Максимальный взлётный вес меньше на 4 тонны, масса пустого снаряженного меньше на 2,5 тонны. Скорость тоже меньше – 438 км/ч крейсерская против 556 км/ч.
Ещё есть неплохой вариант – МА-60 из Китая. Хотя я писал уже ранее, что это достаточно слабый самолёт с низким качеством исполнения, поэтому на него полагаться нет смысла. Хотя неизвестно, будет ли лучше Луховицкий Ил-114. Хотя ему сейчас отдан приоритет в реализации, также как и Сухому с МС-21. Хотя проблемы с двигателем пока неизвестно насколько критичные. Но программа выполняется. В Луховицах недавно открыли полтысячи рабочих мест и на Ил-114 там большие планы по постройке. Посмотрим на оба проекта. ATR-42 у нас сейчас только в Красавиа летают, при этом неплохо. Но критичных по длине полос у нас немного. Поэтому доступ к этой модификации не был важен для России.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.