14 августа 2018 года/
Проспект Будённого был назван в честь маршала Семёна Будённого в 1974 году вскоре после смерти прославленного кавалериста и военачальника. До революции это был Слободской проезд, а с 1922 года - Мейеровский проезд, так как в этих местах находилось садоводство советского ботаника, профессора МГУ Константина Мейера. Здесь можно встретить примечательные образцы сталинской жилой застройки и даже чудом сохранившихся гипсовых физкультурников на стадионе «Крылья Советов».
Семён Михайлович Будённый был призван на военную службу в 1903 году и в составе Донского казачьего полка участвовал в Русско-японской войне. Как лучший наездник полка отправлен в Петербург для обучения в Офицерской кавалерийской школе, а с началом Первой Мировой войны сражался на германском, австрийском и кавказском фронтах, за храбрость награждён «полным георгиевским бантом» — Георгиевскими крестами четырёх степеней и Георгиевскими медалями четырёх степеней.
В 1918 году Будённый создал революционный конный отряд, предтечу Первой Конной армии, разгромившей войска Деникина и Врангеля. После Гражданской войны он руководил конными заводами, которые в результате многолетней работы вывели новые породы лошадей – будённовскую и терскую. Занимая ведущие посты в наркомате обороны СССР, маршал Семён Будённый лоббировал роль кавалерии на поле боя, хотя потенциальный противник – Германия – готовился к танковой, моторизованной войне. Но надо отдать должное Будённому – он выступал за техническое перевооружение армии и даже в рамках изучения новых методов борьбы с противником ещё в 1931 году совершил свой первый прыжок с парашютом.
В годы Великой Отечественной войны он входил в состав Ставки верховного главнокомандования, участвовал в обороне Москвы, командовал армиями и фронтами, а в послевоенные годы занялся любимым делом – коневодством, Будённый не раз избирался депутатом в Верховный Совет СССР. Современники отмечали его своеобразный характер, способность быстро схватывать обстановку и принимать рациональные решения.
Китель маршала Будённого образца 1940 года в экспозиции Музея Вооружённых Сил
Храм Воскресения Христова на Семёновском кладбище был построен в 1855 году на средства купца М.Мушникова. В первые годы советской власти храм был закрыт, в неоднократно перестроенном здании располагалась кладбищенская контора, а затем ремонтно-механический комбинат.
В 1936-1937 годах ликвидирован военный некрополь в южной части кладбища, в ходе расширения территории завода «Салют» снесены надгробия центральной части кладбища. В 1966 году на месте могил в северной части разбили сквер с парикмахерским салоном, общественным туалетом и закусочной, которую циничные местные жители прозвали «На черепке». Долгое время в кустарнике лежали остатки надгробий с надписями, а вандалы норовили покопаться в земле в поисках антикварных раритетов.
В наши дни храм возвращён Церкви. Освящение совершил патриарх Кирилл, сказавший: «Храм был построен здесь, на Семёновском кладбище, одном из самых известных кладбищ города Москвы. Но в послереволюционные годы кладбище варварски, безумно было уничтожено. На территории кладбища построен завод, какие-то учреждения, а в 1960-е годы, в разгар хрущёвских гонений, бульдозером были снесены оставшиеся могилы. Иногда мы спрашиваем: а за что нам всё то плохое, что иногда случается в нашей жизни, и не просто в личной жизни, но и в жизни страны? И возникает вопрос: а кто наказан за это преступление — уничтожение гробниц наших предков?»
Смотрите старые фотографии: Перестроенное здание храма. 1986 год:
Семёновский парк на месте кладбища
Усадьба Гусаревых построена, возможно, ещё до войны с Наполеоном. Купцы-старообрядцы Гусаревы владели несколькими кирпичными заводами, которые производили ежегодно до 5 000 000 кирпичей, один из заводов находился сразу за усадьбой. Наибольших коммерческих успехов достиг Алексей Гусарев, инженер-технолог, член Московского архитектурного общества, участник Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года. После революции деревянный особняк использовался в качестве склада, а затем был передан НИИ проблем высшей школы (НИИВШ).
На мемориальной табличке допущена опечатка – Гусаровы вместо Гусаревы.
Измайловское шоссе, 6 – жилой дом (1980). Вероятно, на первом этаже располагался Дом моделей или магазин тканей.
Смотрите старые фотографии: Мейеровский проезд. Новая школа типового проектирования. 1937-1938 гг.:
С момента создания Советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. Те, кто идеализирует империю, разрушенную большевиками, может ознакомиться с итогами переписи 1920 года: на территории России только 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше умел читать. В СССР предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования декларировалось Конституцией, а расходы на просвещение к началу тридцатых годов составляли 13,37% от бюджета государства.
В издании «Генеральный план реконструкции г. Москвы. 1936 г.» говорилось: «Школьный фонд города, состоящий к началу 1935 г. из 375 школ, из которых 79 размещены в деревянных зданиях, совершенно недостаточен по своим размерам и в значительной части не отвечает своему назначению. За десятилетие число учащихся в школах ориентировочно увеличится до 700 тыс. Чтобы разместить их в школах и обеспечить нормальные условия для занятий, необходимо за 10 лет построить 530 школ».
Сейчас учащихся стало гораздо больше, старое здание школы (архитектор Д.Фридман, 1935) перестало отвечать возросшим требованиям и было снесено, на его месте открылся современный центр образования.
Между путями железной дороги и Мейеровским проездом раскинулся индустриальный гигант «Салют», созданный в 1912 году для производства авиадвигателей «Гном», которые устанавливали на аэропланы «Ньюпорт» и «Фарман». В 1917 году на этой же площадке заработал ещё один французский завод «Сальмсон», поставивший более 400 моторов для военного ведомства России.
Проспект Будённого, 16к60 – одно из старинных индустриальных зданий, сейчас мини-отель
Советская власть национализировала оба предприятия, создав на их базе завод «Мотор № 4 имени М.В.Фрунзе», со временем занявший лидирующие позиции в отрасли. На карте 1925 года значительную часть территории занимали Семёновское и Военное кладбища – строительство новых заводских корпусов развернулось на их месте.
Созданные на предприятии двигатели устанавливали на самолёты АНТ-25, ТБ-3, истребители И-15, И-16, И-153, торпедные катера. В годы Великой Отечественой войны завод изготовил более 10 000 двигателей для штурмовиков ИЛ-2. После войны завод освоил серийное производство реактивных двигателей для самолётов МиГ и Су.
Когда-то эти места были рабочей окраиной, в наши дни существование подобных промышленных гигантов посреди города представляется неуместным. Не один десяток лет местные жители слышали гул испытываемых двигателей, ощущали запах авиационного керосина, а копоть оседала на подоконниках окрестных жилых домов. В настоящее время предприятие действует и носит название НПЦ газотурбостроения «Салют».
Смотрите старые фотографии: Завод «Салют». 1970-1980 гг.:
Смотрите старые фотографии: Центральная проходная завода «Салют». 1981 год:
Смотрите старые фотографии: Доска Почёта завода «Салют». 1970-1980 гг.:
Дом культуры «Чайка»
Смотрите старые фотографии: Дом культуры «Чайка». 1977-1979 гг.:
Для заводчан строились новые дома. Проспект Будённого, 17 (1934)
Проспект Будённого, 19 (1937)
Смотрите старые фотографии: Мейеровский проезд. 1948-1951 гг.:
Центральный вход на стадион «Крылья Советов»
Смотрите старые фотографии: Центральный вход на стадион «Крылья Советов». 1970-1980 гг.:
За последние пару десятилетий многие районные стадионы стали стройплощадками для жилых комплексов, но спортивный комплекс на проспекте Будённого сохранился и даже гипсовые фигуры физкультурников по-прежнему украшают входную группу.
Заводской стадион «Крылья Советов» открылся в 1934 году, после современной реконструкции его трибуны вмещают 4900 зрителей, на поле с натуральным газоном проходят футбольные матчи.
Смотрите старые фотографии: Когда-то на месте стадиона были садоводческие плантации. 1910 год:
Административное здание со спортивными секциями, раздевалками и складом инвентаря.
Бывший летний кинотеатр
Говорят, что эти лавочки в сквере установлены ещё в шестидесятые годы.
Редкая крышка из Белоруссии – Завод Коминтерн г.Витебск
Комбинат питания (Фабрика-кухня), построенный в 1937 году.
Смотрите старые фотографии: Мейеровский проезд. 1940 год:
На переднем плане виден заводской Комбинат питания (Фабрика-кухня), построенный в 1937 году, за ним – жилой дом сотрудников завода.
Смотрите старые фотографии: Комбинат питания в Мейеровском проезде. 1946 год:
Пожарная часть
Смотрите старые фотографии: Мейеровский проезд. Пожарная часть. 1947-1952 гг.:
9-я ул Соколиной Горы, 3А – здание школы № 696, ныне – Московское медицинское училище № 30.
Проспект Будённого, 23 – жилой дом построен по проекту архитектора З.Розенфельда в 1934 году.
Смотрите старые фотографии: Мейеровский проезд. 1943-1950 гг.:
Проспект Будённого, 31 – Научно-исследовательский институт медицины труда (1951)
Проспект Будённого, 33 – бывшие бани «Соколиная гора»
Невзрачное здание, скрывающееся за листвой деревьев – это общежитие, которое называли «учительским», считается первым в СССР панельно-каркасным домом. Его построили архитекторы Г.Кузнецов и Б.Смирнов в 1948 году.
Смотрите старые фотографии: Мейеровский проезд, 43. 1940-1960 гг.:
Смотрите старые фотографии: Мейеровский проезд. 1950-1960 гг.:
Далеко не всем достались квартиры в новых домах и многие заводчане жили в бараках. Вскоре они стали историей – в Мейеровском проезде выросли панельные и кирпичные пятиэтажки, двенадцатиэтажные башни.
Проспект Будённого, 47 – кирпичный жилой дом серии II-08 (1959)
Проспект Будённого, 30 – а вот и парадная сталинка 1956 года. Проект предусматривает переход по лестничным холлам из одного подъезда в другой.
Проспект Будённого, 32 – бывший Клуб ДОРПРОФСОЖа (ДК имени В.И.Ленина Московско-Рязанской железной дороги, архитектор Георгий Гольц, 1928-1930).
Проспект Будённого – словно заповедник московской архитектуры, где представлена и довоенная застройка, и «хрущёвки», и современный жилой комплекс «Золотая звезда». На его месте располагалось автотранспортное предприятие, давшее название Гаражной улице.
Смотрите старые фотографии: В 1940 году по Мейеровскому проезду была проложена трамвайная линия. 1970-1975 гг.:
Проспект Будённого, 51А – административное здание (1950)
По чётной стороне Гаражной улицы находился автокомбинат № 2, его корпуса занял Компьютерный центр «Будёновский».
Проспект Будённого пересекается с шоссе Энтузиастов и продолжается эстакадой, проложенной над промышленной зоной в сторону Перовской улицы.
На фото внизу: энтузиастов приветствует фигура рабочего, созданная скульптором Г.Неродой и установленная здесь в 1970 году. Спецовка пролетария напоминает то ли костюм водолаза, то ли скафандр космонавта. По городской легенде, это один из конкурсных проектов памятника Юрию Гагарину – работа лауреата воцарилась на высоченной стеле на Ленинском проспекте, а невостребованным произведениям нашлось место в других районах города.
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Фотографии: Евгений Чесноков
#городнапамять #москва #архитектура #история #московскаяокраина #промзона #сталинка #конструктивизм