Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

А вот они, красавицы: скрипки Страдивари в Москве

Вижу в статистике канала запросы: «Сколько в России скрипок Страдивари? Кому они принадлежат? Где находятся?» Да как это где? Вот же, в Москве, на улице Фадеева, в Национальном музее музыки! И принадлежат они — нам, потому что всенародные. Сходил для вас, проверил, на месте ли Антонио.

Тишина, красота и тысячи человеческих историй — вот что такое зал Государственной коллекции уникальных инструментов. Пожалуй, это был мой лучший музейный поход в этом сезоне. Успокоился и вдохновился.

О каких историях говорю? Да о каких угодно. Вот, например, для тонких натур — этическая дилемма высокого уровня. Госколлекция суть продукт большевистской революции. В 1919-м, по распоряжению наркома просвещения Анатолия Луначарского были обобществлены все ценные скрипки, виолончели, контрабасы и альты, принадлежавшие частным лицам.

Спецкомиссия тщательно их собрала (отобрала?) и сохранила.

-2

Формально — грабеж и попрание частной собственности. По факту — а иначе нежные скрипки погибли бы в пожаре Гражданской. И скажите, что лучше: несправедливо, но нам, или справедливо — но никому? Не знаю, мне сложно ответить.

Или вот — детективная история в лучших традициях, с участием таинственных знаменитостей. Последним частным владельцем этого «страдивариуса» 1736 года был князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон. Тот самый тонкий красавец, который в ночь на 17 декабря 1916 года в подвале своего дворца на Мойке застрелил Григория Распутина.

Скрипка «Юсупов», Антонио Страдивари, Кремона, 1736 год
Скрипка «Юсупов», Антонио Страдивари, Кремона, 1736 год

В 1917-м Феликс через Крым бежал в Европу, прихватив с собой фамильные драгоценности и две картины Рембрандта. Предполагали, что уехала и скрипка — но в 1919-м ее нашли (при не очень ясных обстоятельствах) в том самом подвале того самого дворца на Мойке. Вот она, другой ракурс.

Скрипка «Юсупов», Антонио Страдивари, Кремона, 1736 г.
Скрипка «Юсупов», Антонио Страдивари, Кремона, 1736 г.

А еще — эту скрипку Антонио Страдивари сделал всего за год до смерти. Гению было уже 92 года! Качество то же, но силы не те: в 1736-м мастер выпустил в свет только четыре инструмента. «Юсупов» — это редкость из редкостей.

Соседом по витрине для раритета — тоже «страдивариус», принадлежал купцу Константину Третьякову. Этот Третьяков — не родственник тому, что основал галерею. Но душевно — брат. В 1878 году он подарил Московской консерватории 30 высококлассных смычковых инструментов — «для употребления беднейшими учениками».

Слева — скрипка, Антонио Страдивари, Кремона, 1720 г. Дар мецената Константина Третьякова
Слева — скрипка, Антонио Страдивари, Кремона, 1720 г. Дар мецената Константина Третьякова

И эту скрипку из Кремоны 1720 года (на фото слева), в том числе, подарил  — а такая сейчас на рынке стоит $15-20 млн. Да и тогда была из самых дорогих. Хорошая фамилия — Третьяков.

А на этом инструменте 1703-1706 годов, как говорят, играл сам император Александр I. Еще Благословенный коллекционировал флейты, но до нас они не дошли. Флейты берегут не так, как скрипки.

Скрипка, Антонио Страдивари, Кремона, 1703-1706 гг. Конфискована из Придворного оркестра императора
Скрипка, Антонио Страдивари, Кремона, 1703-1706 гг. Конфискована из Придворного оркестра императора

Ну а бонусом — виолончель от Страдивари, и такое бывает. Он даже гитары делал, правда,  редко.

Виолончель Антонио Страдивари, Кремона, около 1725 года
Виолончель Антонио Страдивари, Кремона, около 1725 года

Специалисты ведут безнадежный спор, что придает инструментам этого итальянского мастера «тот самый» голос, мощный и проникновенный. Характерная древесина? Особый лак?

В 2015-м специалисты Массачусетского технологического института вроде бы доказали, что все дело — в F-образных вырезах на корпусе, их особой форме и размерах. Пока придерживаемся этой версии, ждем новую, которая все опровергнет.

Скрипка «Юсупов», деталь. Антонио Страдивари, Кремона, 1736 г.
Скрипка «Юсупов», деталь. Антонио Страдивари, Кремона, 1736 г.

Да вы сами можете послушать и составить свое мнение. Всего в Госколлекции — 10 скрипок Антонио Страдивари, плюс виолончель и альт. В витринах я увидел пять инструментов, остальные, видимо, «на гастролях». Уникальные госинструменты отдают в аренду музыкантам. Тот же «Юсупов» побывал в руках и Ойстраха, и Спивакова.

Это справедливо и технологично — чтобы жить, скрипка должна петь. Наверняка при распределении случаются ссоры и цеховые обиды, но в целом ситуация смотрится удивительно гармонично. «Свои драгоценные скрипки народ доверял лучшим музыкантам», — звучит, как быт и будни Солнечного города, буквально.

Слева — скрипка, Антонио Страдивари, Кремона, 1715 г.
Слева — скрипка, Антонио Страдивари, Кремона, 1715 г.

Вот и хорошо.