От телевизионного оптимизма и диванных агитаторов уже мутит. Все они почему-то уверены, что уход иностранных компаний - это «освобождение», которое даст «рывок» или «подъем». Мол, именно варяги не давали славянам развиваться самостоятельно и накняжили бед. Только из-за них, проклятых иродов, мы гвозди забросили производить. Так говорят многие по ТВ и в печатных СМИ. Хотя по роду деятельности эти ученые господа - проплаченные балаболы. Сами они никакого бизнеса не создали, и вообще не понятно, как они могут решать его судьбу? Я посмотрел, что говорят сами предприниматели, и нашел интересные цитаты. Я расскажу, а вы подписывайтесь: сейчас информация без купюр очень важна, а без нее обмануть нас труда не составит.
Михаил Гончаров, основатель «Теремка»
Когда Мак приостановил работу, люди начали писать: ну и хорошо, здоровее будем и переключимся на русскую кухню! В России действительно есть свой фаст-фуд, очень вкусный и качественный, на мой взгляд. Но основатели крупных сетей в ответ на призывы «заместить» ответили без особого энтузиазма. Например, Михаил Гончаров отрицает возможность заменить Мак аналогичной отечественной сетью. По его словам, государство очень много помогало основателю американской сети в развитии. Крупная франшиза долгие годы пользовалась всевозможными налоговыми льготами и кредитами под смешные проценты. Наши же бизнесмены, на его взгляд, предоставлены сами себе и задавлены всевозможными платежами, которые тормозят рост компании. Он призывает людей взглянуть правде в глаза: при действующих законах и «реалиях рынка» мы не догоним и не перегоним:
«Ведь вы же не думаете всерьез, что можно взять кредит под 25 процентов годовых, вложить миллиарды рублей в развитие, платить НДС 20 процентов и ЕСН 30 процентов и быть прибыльным?» — поинтересовался он у подписчиков.
А тех, кто думает, за что год-два мы сместим гигантов отраслей и поднимем производства, он назвал «невежами». И грех не согласиться: значит, 20 лет «редкостного преуспеяния» мы ничего не делали, а теперь, как Илья Муромец, с печи встанем и всех одолеем? На то и сказка, что не быль.
Вадим Иванов, основатель и владелец крупнейшего в России бодибилдинг-проекта
На неформальной встрече предпринимателей Вадим Иванов занял пессимистическую позицию. По его мнению, «если раньше мы боролись за пирог, то теперь поборемся за пирожок». Так он охарактеризовал падение покупательской способности. Можно продавать хоть десять аналогов Шанель, но кто купит? Люди, способные сделать это, уезжают туда, где продается оригинал. А всем остальным потихоньку снижают премии и зарплаты под любыми предлогами. Знакомо?
«Лично я поднял на 10% цены, хотя сырье выросло значительно больше» - делится бизнесмен.
Интересно, как можно развить бизнес, если его прибыльность падает? На какие деньги открывать новые точки, нанимать людей? Не до жиру, были б живы. При этом люди отреагировали на повышение агрессивно, не понимая, как подскочили оптовые закупки. «Люди вообще не понимают, как экономика связана с инфляцией» - жалуется он.
Анастасия Татулова, предприниматель и общественный омбудсмен по делам малого и среднего бизнеса
По информации, опубликованной Татуловой, в России с 2017 года количество производственных предприятий только падает - это данные Росстата. Среди сохранившихся компаний 10-15% - это так называемые «зомби». Они держатся на плаву «неизвестно как» и балансируют на грани банкротства. Среди общего количество предпринимателей производством занимаются всего 5%. Доля импортных пищевых продуктов на рынке составляет более 50%. Сухие цифры говорят громче иных возмущений. Пока государство проявляет активность только в сфере ресторанного бизнеса: готовит завтраки.
Прибыль по банковскому депозиту — 20% годовых, а возня и пахота владельцев производственного предприятия с работой круглосуточно и боями за каждый рубль, который у тебя пытаются отнять «импортозаместители», нахлебники и проверяющие всех мастей, — от силы 7%, а реально 3-4%.
Юлия Симбирева, председатель комитета по бизнеса Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края
Прорыв кажется сомнительным и Юлии Симбиревой, которая уже задавала острые вопросы первым лицам. Но если в вопросах звучали цифры, данные статистики, конкретика, то в ответах - расплывчатые обещания и сожаления. Власть имущие, по всей видимости, понятия не имеют, как производителю работать в условиях отсутствия высоких технологий? Заменить их возможно далеко не всегда.
На мой взгляд, эйфория по поводу времени возможностей и массового импортозамещения слишком радужная и не отражает реальной картины. Полностью заместить ушедших экспортёров и тем более сделать это быстро не получится. Для производства высоких технологий необходима и конкурентная среда, которой мы не можем похвастаться. Грубо говоря, чтобы появилась BMW, необходимо, чтобы рядом производили Mercedes и Audi, а когда по соседству производится Lada, получится «Москвич».
А вы согласны с оценками бизнесменов? Хотели бы занять ниши ушедших конкурентов? Делитесь мнением и подписывайтесь - в денежной сфере лучше горькая правда, чем блаженное неведение.