Метод SMART — это подход к постановке целей, который помогает выбрать формулировку желаемого результата, дает чувство направления и помогает организовать и достичь целей. Это просто форма записи ваших целей, а не методика их достижения. SMART — это мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач.
SMART — это аббревиатура, в которой каждая буква является критерием для постановки вашей цели:
S — Конкретная (Specific): четко определенная, ясная и недвусмысленная;
M — Измеримая (Measurable): с конкретными показателями, которые способны наглядно продемонстрировать ваш прогресс в достижении цели;
A — Достижимая (Attainable): реалистичная, которую точно можно осуществить;
R — Актуальная (Relevant): соответствующая вашей жизненной цели и текущему положению дел;
T — Ограниченная во времени (Time-bound): привязанная к определенному отрезку времени, то есть с точной датой ее начала и окончания.
Впервые техника SMART появилась еще в конце 80-х годов двадцатого века бизнес-консультант Джордж Доран: в 1981 году в журнале Management Review вышла его статья «Умный способ постановки целей и задач для менеджеров» (There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives). Так появилась официальная формулировка данной системы, и метод SMART обрел свою популярность.
В этой статье я хотел показать, как применять технику постановки цели по SMART в обычной повседневной жизни, мы рассмотрим полный алгоритм действий, а так же достоинства и недостатки такой техники.
Характеристики цели по SMART.
S (specific) — конкретная
Конкретность цели предполагает ее правильную формулировку, которая будет исключать ее вариативность. Вы должны, точно знать и видеть к какому результату вы должны придти. Вы должны ответить на вопрос, к какому результату вы хотите придти в конце пути по достижению вашей цели. Например, я хочу похудеть, и я хочу похудеть до 70кг, используя интервальные тренировки. Первую цель можно охарактеризовать как простую мечту или хотелку, а вторая цель более конкретная, в ней мы можем увидеть дополнительные слова, которые максимально сокращают пути реализации. Указаны конкретные цифры, к которым нужно стремиться и которые дают понять, что цель достигнута. Этот этап позволяет ощутить поставленную цель и перейти от обычной хотелки, к конкретной цели, с характеристиками которые можно ощутить и понять что цель действительно достигнута. Этот шаг позволит вам ощущать цель и сделает ее более достижимой.
Неконкретные формулировки:
- Хочу стать писателем.
- Хочу купить дом.
- Хочу стать богаче.
Конкретные формулировки:
- Хочу стать писателем детских книг.
- Хочу купить дом за 1 млн. руб. в центре Красноярске.
- Хочу увеличить доход до 100 тыс. руб. в месяц.
M (measurable) — измеримая
Измеримость цели — это критерий, который означает, что у цели должны иметься свои единицы измерения. Единицы измерения помогут определить конечные и промежуточные результаты на пути достижения и ответят на вопрос, достигли вы цели или нет. Также цель цифры, которой изменятся во времени, дают дополнительную мотивацию, так как вы видите, что ваша работа приводит к результату. Единицы измерения должны представлять числовые значения, которые могут выражаться в сантиметрах, килограммах, рублях, частоте, количество страниц и т.д. Если цель невозможно измерить, отслеживать результаты и анализировать такую цели будет трудно. Поэтому постарайтесь найти меру, в которой вы будете измерять свою цель.
Измеримые формулировки:
- Похудеть к лету.
- Написать книгу.
- Увеличить количество подписчиков на канале.
Измеримые формулировки:
- Снизить процент жира до 15 процентов.
- Написать роман 500 страниц минимум.
- Увеличить количество подписчиков до 2 тыс.
A (attainable) — достижимая
На этом шаге вы должны проанализировать все ваши реальные возможности и ресурсы. Ваша цель должна быть достижимой и реальной, в недостижимой цели нет никакого смысла, ведь вы не придете к результату в определенные сроки. Например, если ваша цель стать миллионером за три месяца, а у вас нет даже работы, то такая цель изначально является недостижимой и такая цель будет вас только демотивировать. Но если вы действительно решили так быстро увеличить свой капитал, то вы должны указать за счет каких ресурсов и возможностей вы достигните данной цели. Так же не стоит, ставить перед собой слишком легкую цель, ваша цель должна вас подталкивать преодолевать новые пределы и работать на максимум своих возможностей, такая цель сделает вашу работу более эффективной.
Недостижимые формулировки:
- Стать олимпийским чемпионом.
- Увеличить доход на 200 процентов.
Достижимые формулировки:
- Получить первый разряд по вольной борьбе.
- Увеличить входящие доходы на 30 процентов.
R (relevant) —актуальная
Актуальность цели показывает ее реальную ценность для вас. Цель должна быть полезной и не должна противоречить вашей позиции и идти в разрез с вашими приоритетами. Цель будет реализована не в полной мере, если, не будет иметь никакой ценности лично для тебя. Определите для себя, зачем вы будите достигать эту цель, какие преимущества вы получите.
T (time-bound) — ограниченная во времени
Этот критерий является самым простым и понятным, он говорит нам о том, что цель должна иметь сроки, за которые эту цель необходимо достигнуть. Цели могут быть различными долгосрочными, среднесрочными, или краткосрочными. Для большей конкретности можно составить для себя график, где будет отражен каждый этап цели вплоть до ее окончания. Благодаря графику можно контролировать свой путь и анализировать хватит ли вам возможностей.
Недостижимые формулировки:
- Увеличить количество подписчиков в инстаграме до 10 тыс человек (до 01.07.2022).
- Повысить ЗП до 40 тыс. руб.
Достижимые формулировки:
- Увеличить количество подписчиков в инстаграме до 10 тыс.
- Повысить ЗП до 40 тыс. руб. (до 31.12.2022).
Примеры постановки целей по SMART.
Метод постановки целей SMART можно применять в любой сфере жизнедеятельности. Начиная от бытовой сферы заканчивая крупной промышленностью.
Пример 1 — «Написать 50 статей о бизнесе за 12 месяцев».
Эта цель является:
S — конкретной, так как определена сфера деятельности и сама деятельность, в которой заключается конкретный результат.
M — измеримой, так как есть единицы измерения, в которых мы будет следить за прогрессом цели — количество статей.
A — достижимой, за счет анализа прошлых лет, а так же за счет ежедневной работы над данным видом деятельности в течении 2 часов.
R — актуальной, так как человек хочет получить больше знаний по этой тематике и развить в себе писательский навык.
T — ограниченной во времени, в цели конкретно указан срок — 12 месяцев. Дата завершения будет зависеть от даты начала реализации данной цели.
Пример 2 — «Похудеть на 10 кг до 01.06.2022 года».
Эта цель является:
S — конкретной, так как определена конкретная деятельность и конечный результат, к которому нужно придти в конце.
M — измеримой, так как есть единицы измерения, в которых мы будет следить за прогрессом цели — количество ушедших кг.
A — достижимой, за счет 4 тренировок в неделю, правильного питания с подсчетом калорий, повышенной активности (минимум 10 тыс. шагов в день).
R — актуальной, так как человеку важно повысить уровень здоровья для нормальной жизнедеятельности и выглядеть лучше и привлекательней.
T — ограниченной во времени, в цели конкретно указан срок — до 01.06.2022 года.
Пример 3 — «Инвестировать 100 тыс. рублей в индивидуальный инвестиционный счет до конца августа 2022 года».
Эта цель является:
S — конкретной, так как определена сфера деятельности.
M — измеримой, так как есть единицы измерения, в которых мы будет следить за прогрессом цели — рубли.
A — достижимой, за счет ежемесячного выделения 20 процентов от заработной платы. За счет увеличения прибыли с продаж товара. Анализ расходов и доходов и оптимизация их.
R — актуальной, так как для этого человека самым важным является семья и он хочет отложить капитал для своего ребенка.
T — ограниченной во времени, в цели конкретно указан срок — 31.08.2022 год.
Алгоритм постановки цели.
Первый пункт — конкретность. Вы должны определить конкретную сферу деятельности и деятельность, которой будете заниматься. Сформулируйте цель максимально подробно и четко.
Второй пункт — это измеримость. Определите, в чем вы будете измерять свою цель. В этом пункте должна быть конкретика в желаемых результатах
Третий пункт — достижимость. Необходимо определить за счет чего вы будите достигать данную цель. И на основании средств, которые вы готовы применить, можно составить лист действий. Лист действий — это лист, в котором будет отражены задачи, которые вы будете выполнять ежедневно или периодически. Эти задачи будут вашими промежуточными шагами в достижении данной цели.
Четвертый пункт — актуальность. В этом пункте вы должны определить ценность данной цели для вас. Вы должны ответить на вопрос для чего и зачем выполнять эту цель?
Пятый пункт — это установка сроков для вашей цели, к окончанию, которого цель должна быть выполнена.
Последний пункт — вы должны дополнительно подпереть себя, т.е. вам надо создать такие условия вокруг себя, в которых цель будет обязательно выполнена. Например, сказать вашим близким о том, что вы обязательно выполните данную цель, или делать отчеты в инстаграм, вложить или взять финансовые средства, эти факторы будут вашими обязательствами, которые не дадут вам сойти с намеченной цели. Важно, чтобы эти обязательства имели для вас ценность.