Найти тему
ПоУшиВКино

“Невинные” Джека Клейтона: повернулся винт или нет

Оглавление

Первое, что стоит рассказать о фильме – это то, что Франсуа Трюффо прислал режиссёру Джеку Клейтону записку с признанием, что это лучшая история о привидении со времён “Леди исчезает” Альфреда Хичкока.

Фильм выстроен так, что не даёт расслабиться на протяжении всех 100 минут хронометража
Фильм выстроен так, что не даёт расслабиться на протяжении всех 100 минут хронометража

“Невинные” (The Innocents) Джека Клейтона – это самый необычный триллер, который я когда-либо видела. Самым страшным был “Звонок” (2002, режиссёр Гор Вербински).

Но “Звонок” классически страшный, он пугает с самого начала, и всё в нём призвано для нагнетания ужаса на зрителя – цветопередача, демонстрация самой истории, на которой построен сюжет, открытое расследование.

А здесь ситуация абсолютно иная – он сбивает с толку на моменте титров. Студия отказалась от пышных титров, отдав предпочтение чёрному экрану с закадровым пением тоненьким детским голоском, длящимся минуту. После чего начинается вполне себе красивый фильм с привлекательными действующими лицами и природой викторианской Англии. И уже трудно сказать, что будет дальше.

О чём фильм “Невинные”

Действие разворачивается в викторианской Англии. Дворянин из Лондона принял на работу гувернантку, дочь священника мисс Гидденс, для заботы о своих племянниках, девочке Флоре и мальчике Майлсе. Он наделил её полномочиями, чтобы она взяла на себя ответственность за детей, а сам он полностью переключится на свою жизнь.

Идентификация с абъюзером – термин, который обыгрывается в фильме буквально. Мисс Гидденс уверена, что дети одержимы духами пары, имеющей в прошлом внебрачные отношения. Сценарист Трумен Капоте наделил текст скрытым сексуальным подтекстом, которого не было в первоисточнике.

В фильме выведено три типа мужской сексуальности:

  • городской вальяжный мужчина, холостяк, который не страдает от дефицита женского внимания – это дядя Майлса и Флоры;
  • брутальный, агрессивный доминант – камердинер Питер Сквинт;
  • подростковая и несформировавшаяся, на пороге пубертатного созревания – школьник Майлс.

Главная героиня мисс Гидденс проецирует на них свой чувственный интерес и желания, её подавленная сексуальность не имеет здорового проявления. Она выдумывает себе героев и сама “спасает” их из неприятностей.

Этот переход между планами вполне красноречиво говорит о том, что происходящее лишь плод воображения мисс Гидденс - все эти тёмные тайны дома, связь детей с камердирером Квинтом и гувернанткой Джессел
Этот переход между планами вполне красноречиво говорит о том, что происходящее лишь плод воображения мисс Гидденс - все эти тёмные тайны дома, связь детей с камердирером Квинтом и гувернанткой Джессел

Первоисточник фильма

Фильм “Невинные” снят по пьесе Генри Джеймса “Поворот винта(The Turn of the Screw). Автор этой пьесы первым ввёл в литературу понятие иррациональности поведения. Его история сосредоточена на субъективном восприятии происходящего, он даже имени не дал главной героини (в фильме сценаристы дали ей имя гувернантке – мисс Гидденс).

В предисловии (Генри Джеймс очень любил делать предисловия к своим произведениям) он объяснил название своей пьесы. Слово “screw” в английском означает в первую очередь винт, гайка, болт, а второе значение – это что-то, причиняющее боль при закручивании, в качестве синонима можно привести глагол “spoil”, означающий “испортить”, что тоже соотносится с сюжетом пьесы.

Дело в том, что у истории в “Поворот винта” и, соответственно, в фильме “Невинные”, нет точного ответа. Реально ли то, что видит зритель или это лишь плод воображения главной героини? Возможно, это лишь последствия болезненной сексуальности несчастной гувернантки?

Опираясь на значение слова в названии произведения, сценаристы вложили значение и в имена действующих лиц. Флора – цветение, расцвет. Майлс – маленький мальчик, ведущий себя как мужчина (этот эффект усилили его внешним видом. Майлса нарядили в костюм, который перекликается с костюмом его дяди. По сути в особняке он единственный мужчина и, получается, выступает в роли хозяина). Мисс Гидденс – её имя происходит от слова “giddy”, означающего “неуравновешенность”, что отсылает к мысли о нереальности происходящего вокруг неё, к тому, что она могла преувеличить историю, выдумав лишнего.

Тем не менее, главным вопросом так и остаётся: что знают дети? Как именно они были вовлечены в отношения камердинера Питера Квинта и гувернантки Мэри Джессел? В фильме Флора и Майлс ведут себя как свойственно детям – они секретничают, наряжаются, играют с животными, мальчик пользуется рогаткой. Хотя созданы и моменты, наталкивающие на мысль, что за их фразами и манерами скрывается тёмный подтекст (странные разговоры, задумчивые взгляды, неадекватная реакция на вопросы о прошлой гувернантке). Дети склонны отстраняться, блокировать абъюз – именно поэтому трудно на 100% уверенно утверждать, какую роль исполняли брат и сестра между порочными гувернанткой и камердинером.

Флора и Майлс
Флора и Майлс

Фильм постоянно заигрывает с сознанием зрителя. Он одновременно красивый, живописный и светлый внешне. Но при этом он полнится намёками на какую-то порочность. Например, опадающие розы, жук, выползающий изо рта скульптуры под сенью розового куста, мёртвый белый голубь под подушкой Майлса, бабочка, которую поедает жук – всё это подтекст, говорящий о гниении, умирании, какой-то некрасивой тайне. Отстранённое поведение экономки мисс Гроуз наводит на размышления – либо она в интересах детей убедила себя, что ничего не знает, либо она ничего не знает, либо мисс Гидденс действительно выдумала в своей голове параллельную вселенную. И тут же на ум приходит ещё один аргумент, что история имела место в реальности. Прошлая гувернантка Мэри Джессел утонула (её фигура постоянно являлась Гидденс в камышах средь бела дня). В викторианскую эпоху незамужние беременные женщины топились, чтобы уйти от позора. Возможно, Джессел утопилась именно из-за этого. И её неуспокоенная душа постоянно возвращалась к месту трагедии.

Технические особенности фильма “Невинные”

Уникальность “Невинных” заключается в том, что это ghost-story (история о привидении), снятая в полностью освещённых декорациях. В фильме нет сцен, которые не считываются из-за темноты. Ночные сцены сделаны так, что действия персонажей хорошо видны – осветители постарались на славу.

Когда мисс Гидденс ночью перемещалась по дому, пытаясь выяснить, откуда доносятся голоса и разные звуки, она носит с собой подсвечник, свечи достаточно освещают и её лицо, и окружение, чтобы видеть действие на экране
Когда мисс Гидденс ночью перемещалась по дому, пытаясь выяснить, откуда доносятся голоса и разные звуки, она носит с собой подсвечник, свечи достаточно освещают и её лицо, и окружение, чтобы видеть действие на экране

Более того, “Невинные” – это широкоформатное кино. Оно снято с использованием системы синемаскоп (CinemaScope). Это было требование киностудии “XX век Фокс”. Это показывало её возможности и то, что они делают высокобюджетное кино. На широком экране помещаются все мелочи, которые “внутривенно кормят зрительское внимание”. Кстати, чтобы внимание не рассеивалось, на таком большом экране был найден способ его удержания – объекты в центре экрана заливать ярким светом.

В начале фильма есть сцена, снятая одним планом. Речь идёт о прибытии мисс Гидденс в дом, где живут Флора и Майлс. От входа в дом, когда в одном кадре сразу три фигуры – мисс Гидденс, Флора и экономка миссис Гроуз – до повторного появления Флоры в гостиной, нет ни одной монтажной склейки. Так, сцена получилась живой, пластичной и удерживающей внимание. Наличие монтажных склеек при движении мисс Гидденс по дому, когда она его рассматривает, улавливая красоту и разные мелочи, восхищающие её и развеивающие страх, что это мог оказаться страшный особняк, тёмный и холодный, а на самом деле оказавшийся приятным домом с красивыми людьми, – нарушило бы глубину восприятия зрителем её ощущений, не возникло бы эффекта присутствия и “подключения”.