В отличие от предлагаемой структуры урока CLIL, данное занятие выходит за рамки работы только с одним контентом.
Урок проходил в несколько этапов.
На первом этапе – мотивации и введении в содержание урока, – учащимся предлагается вспомнить храмовые архитектурные комплексы Древнего Египта с помощью интернет ресурса LearningApps.
В процессе поиска соответствия между фотографиями архитектурных памятников Египта и их названиями на английском языке, учащиеся не просто устанавливают связь между образной и текстовой моделями, задействован прием языковой догадки; происходит знакомство с новой лексикой, которая, том числе, будет использоваться при дальнейшей работе с текстом.
На этапе актуализации знаний учащимся предстоит продолжить предложения, данные после текста, выбрав один из четырех предложенных вариантов, применив знания, полученные на уроке мировой художественной культуры.
Ответы фиксируются, чтобы в дальнейшем сравнить их с теми, которые будут даны после чтения текста. Работа с самим текстом осуществляется малыми группами, основная задача которых заключается в поиске правильного ответа на описанные выше задания и подтверждение его (ответа) цитатой из текста. Представители от каждой группы демонстрируют результаты проделанной работы. В конце выполненного упражнения учащимся по желанию предоставляется возможность рассказать о том, что они узнали о египетских пирамидах в нескольких предложениях. Далее учащимся предлагается найти в тексте слова, связанные с культом загробной жизни древних египтян (mastabas, the coffin, the mummy, life after death, magical, mystery).
Этап формирования новых знаний строится на просмотре небольшого анимационного ролика о процедуре мумификации в Древнем Египте, его анализе и составлении схемы технологического процесса.
Класс был поделен на две группы, каждая из которых следила за действиями персонажей ролика: «специалистом» по проведению обряда мумификации в образе Анубиса и, собственно, самой мумией. Во время просмотра им необходимо фиксировать каждый этап, давать собственное определение и вписывать в пустой блок схемы.
Распределение по группам осуществлялось с учетом темпа восприятия информации, со способностью концентрировать внимание, базовыми знаниями и лексическим запасом учащихся. Во время просмотра ролика учащиеся делали индивидуальные записи, давая односложную характеристику каждому этапу мумификации. На этапе практической отработки учащиеся обмениваются информацией, которую они собрали индивидуально, обсуждают и выбирают наиболее удачный вариант. На каждый этап схемы учащиеся составляют атомистическую карту глаголов, которые подходят для характеристики деятельности назначенного персонажа. Следует отметить, что та группа, которая представляет Анубиса «работает» в действительном залоге, а группа «фараона» - в страдательном. Во время «пленарный» этапа каждый учащийся группы озвучивает одно последовательное действие назначенного персонажа. Каждому учащемуся предоставляется возможность высказаться, продемонстрировав речевые умения. На этапе рефлексии учащимся предлагается заполнить карточку (Reflective Card), в которой представлены осуществляемые во время урока действия по порядку[1], а также набор прилагательных[2], при помощи которых учащийся может дать характеристику тому или иному виду деятельности, в соответствие со своими ощущениями.
По результатам опросных листов урок с применением технологии CLIL для учащихся оказался в большей степени интересным и не очень сложным. Во время урока были охвачены практически все виды деятельности (чтение, аудирование, говорение). Быстрый темп и постоянная смена рабочих зон способствовали когнитивной активности учащихся. Рассмотрим эффективность данного занятия с точки зрения концепции 4Cs, на которых базируется CLIL:
· Содержание: учащиеся вспомнили материал по архитектурным памятникам Древнего Египта, изученный ранее на уроке Мировой художественной культуры, узнали дополнительную информацию о пирамидах, познакомились с процессом мумификации;
· Общение: учащиеся находились постоянно во взаимодействии, работая в малых и больших группах;
· Познание: все учащиеся вовлечены во все виды деятельности, каждому предоставлена возможность «проявить себя», метод анализа способствовал активной мыслительной деятельности и формированию понимания содержания;
· Культура: знакомство с культурным контекстом способствовало развитию навыком межкультурной коммуникации учащиеся.
[1] Match the pictures with the name of Egyptian temple; Choose the correct answer (before reading); Search for an answer in the text; Tell some words about pyramids; Watch the video; Complete the flow diagram; Make an atomistic mind map; Tell about the mummification procedure
[2] easy; normal; hard; interesting; incomprehensibly; boring