2022 год войдет в новейшую историю автомобильного рынка Российской Федерации. Это будет год кардинального перелома, по окончании которого он станет совершенно другим, не похожим на сегодняшний. Поэтому важно зафиксировать сегодняшнее состояние авторынка, который знаменует собой окончание периода интеграции автопрома России и, соответственно, авторынка в мировой с огромным многообразием моделей и автомобильных брендов. Правда, не все из них смогли покорить сердца российских автолюбителей. Но выкристаллизовались основные игроки, которые и стали его хребтом.
Сегодня приходят многочисленные свидетельства о том, что наш автомобильный рынок ждет реальная трансформация и спад. Многочисленные информационные сообщения только лишний раз подчеркивают эти тренды. Наш канал рассказывал о предыдущих спадах во время прошлых кризисах.
Китайские посол в РФ заявляет, что автопроизводители из Поднебесной готовы к экспансии на российский рынок. Глава Nissan подтверждает, что на целый финансовый год до марта следующего года будут заморожены все операции в нашей стране. Это означает лишь одно, что доля японских автомобилей резко снизится. И эти тревожные сообщения широким потоком льются из информационных источников.
Поэтому наш канал посчитал важным отметить и запомнить ту точку отсчета с которой началась данная трансформация. Мы пересчитали статистику за четырехмесячный период с начала года. Это период охватывал как до, так и после начала спецоперации. Но авторынок это очень инерционная система и принятие зарубежными автомобильными компаниями решений о приостановке деятельности воздействует на него не сразу. Дилеры распродают свои складские запасы. Вспомните такой момент. Наш канал освещал его в 2019 году, как уходил Ford. И в 2019 году легковые автомобили Ford фигурировали в итогах продаж, причем относительно внушительной цифрой, и в следующем 2020 году они еще были в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Так что закономерно, что итоги этого 4-месячного периода пока даже нельзя назвать переходными, это еще инерционный сценарий прошлой эпохи глобализации.
Итак, что же нам показала статистика, какие характеристики рынка досанкционного периода нужно зафиксировать в нашей памяти?
Половина российского рынка это новые автомобили корейско-японско-немецких марок. Вот это и есть самый главный результат периода глобализации, в котором пребывала наша страна все 30 постсоветских лет.
Автопроизводители из Европы, Японии и Кореи были нашими партнерами в деле построения нового российского автопрома и авторынка.
Если к этой главной тройке зарубежных автопроизводителей прибавить французские и чешские марки, то две трети рынка будет за автопромом развитых стран.
Сегодня, несмотря на то, что завод «Хёндэ Мотор Мануфачуринг Рус» в Санкт-Петербурге остановился, все равно корейские марки составляют практически 24% российского рынка. Понятно, что у дилеров есть запас автомобилей Hyundai и KIA.
На японские марки приходится шестая часть российского авторынка (16,8%). После заявления Nissan понятен тренд направления сегмента брендов из этой так называемой «недружественной» страны.
За последний десяток лет удалось остановить падение российской марки Lada. Чуть более пятой части приходится на отечественные марки, прежде всего, на Lada. То, что российский АвтоВАЗ лихорадит, и когда начнутся стабильная его работа – неизвестно.
Несколько выросла только доля китайских марок. Если вспомнить наш анализ по итогам 2021 года, когда марки Поднебесной показали долю в 7% рынка, за это короткое время произошел рост уже практически на три процентных пункта.
Вот таким оказался российский авторынок конца периода встраивания в глобальный автопром. Каким он будет к концу года? Как будут набирать силу те или иные тенденции? Пока все покрыто неизвестностью.
Уважаемые читатели, что вы думаете о предстоящих изменениях российского рынка новых автомобилей? Пишите в комментариях
Наш канал Проавтобизнес ВКонтакте
Канал в Телеграмме: https://t.me/proautobiz