По окраинам Риги нам дорога по Флотской улице на остров Даугавгрива (Усть-Двинский), вытянутый вдоль морского побережья на 9 километров и с трёх сторон ограниченный реками: на востоке Двина, на западе Лиелупе (за которой Юрмала), а от соседней Болдераи отделяет протока Булльупе, соединяющая дельты двух рек.
Последняя разделяется на основное русло и канал Лочу, огибающие необитаемый лесистый остров Мелистибас, также известный как остров Любви - с 18 века солдаты Даугавгривской крепости облюбовали его для свиданий с местными девушками.
Железнодорожный мост примечателен также тем, что рассчитан на проезд автомобилей и сочетал эти функции до постройки отдельного автодорожного моста. Последняя пассажирская станция находится в Болдерае, а на Даугавгриве лишь подъездные пути порта. За мостом видна строящаяся церковь Новомучеников Российских:
На Флотской улице остатки построек советского городка ВМФ - несколько кубриков (аналог казарм у матросов), один из которых переделан ныне под гостиницу, а другие заброшены:
И ещё дореволюционное здание штаба, ныне принадлежащее ВМФ Латвии. Меня очень забавляет фотографировать объекты вероятного противника - особенно на такие сюжеты будет богата Лиепая.
А там и до крепости рукой подать - оплывший вал и широкий ров. За крепостью просматриваются серые военные корабли... вернее, катера латвийских ВМС, в основном списанные из флотов Нидерландов, Швеции и Норвегии. Самые крупные корабли латвийского флота - минные тральщики, а вот у I Латвии были даже две подводные лодки.
Крепость же до недавнего времени, как и большинство подобных крепостей в бывшем СССР, была занята воинской частью, ныне только-только обустраивается под туризм и имеет какой-то довольно мудрёный график работы. Мы, разумеется, попали в выходной, но мой спутник быстро установил контакт со сторожами, в сопровождение которых, обсуждая, что знают о Латвии в России, мы и прошли внутрь крепости.
Крепость на этом месте существовала почти столько же, сколько существует Рига - её история началась с укреплённого цистерцианского монастыря Дюнамюнде, служившего форпостом Риги со стороны моря и базой для миссионеров. Обитель несколько раз разоряли восставшие курши и земгалы, а в 1297 году - рыцари Ливонского ордена, повздорившие с рижскими бюргерами.
Однако затем, в 1305 году, рыцари выкупили землю у монахов, предоставив им взамен замок Падис в нынешней Эстонии, и с этого момента Дюнамюнде хотя и менял хозяев, но был уже исключительно крепостью, прослужившей Риге до 17 века. Затем, в 1608 году во время войны с Речью Посполитой шведский военачальник Мансфельд заложил укрепление Ноймюнде (Новое устье), которое должно было стать плацдармом для покорения Риги.
И хотя в тот год шведы так и не сумели взять город, сделав это лишь в 1621, в последующие десятилетия Ноймюнде полностью заменил собой Старый Дюнамюнде, и в 1680 году последний был взорван, а его название перешло к шведской крепости. В 1709 году, после долгой осады, её взял петровский воевода Шереметев, причём как и в случае с Ригой, шведскому гарнизону было разрешено покинуть крепость с поднятыми знамёнами и во всеоружии.
В 18-19 веках Дюнамюнде была одной из лучших крепостей Российской империи, пока в 1917 году её не взорвали русские же войска, покидая Ригу, а остатки поочереди занимали немцы, большевики, эстонцы и белые. После войны крепость уже не восстановилась, хотя и при I республике, и при СССР, и даже в первые годы II республики оставалась частью военно-морской базы.
Некогда крепость окружали форты и батареи на обеих берегах реки. В нынешнем виде её центральная часть построена в 1765 году:
Куда ныне ведут единственные ворота со стороны Булльупе. Усть-Двинская крепость в своём нынешнем виде моложе Новодвинской крепости в Архангельске, но общего у них немало - в первую очередь хорошо видно, что и ту, и другую недавно покинул совсем не располагающий к туризму хозяин (в Риге - воинская часть, в Архангельске - тюрьма), а территорию ещё не привели в порядок.
Изнутри крепость довольно невзрачна - лишь длинные здания ни то казарм, ни то складов, наполовину врытые в куртины. Чёрный проём на переднем плане - ворота:
Не могу сказать, какого это всё времени - вплоть до Первой Мировой крепость регулярно модернизировалась, будучи одной из самых современных в империи: в 1852 году сюда была проведена первая в тогдашней России телеграфная линия, а в 1854 году Дюнамюнде сумела отбить атаку английской эскадры, защитив Ригу. Крупные реконструкции были в 1863 и 1885 годах - скорее всего, эти здания построены тогда же:
Сейчас всё это в состоянии крайне вялотекущей реконструкции, и сопровождая нас в казематы, сторож делился воспоминаниями о том, что и где тут было в советские времена. Увы, я почти ничего не запомнил - кроме ощущения былой мощи:
На стенах - бесчисленные солдатские автографы разных государств:
А посредине - обветшалая водонапорная башня... вот только какая-то странная:
Это ни что иное, как колокольня Спасо-Преображенского собора (1775) - как я понял, он был разрушен ещё в Первую Мировую, а водонапорку на колокольне устроили в 1920-е годы. Его место отмечает крест на кадре выше с надписью "Христос вас успокоит во стране живущих да врата райские отверзнет вам...".
Вообще же на территории крепости как-то пустынно, особенно если сравнивать с Динабургской крепостью в Даугавпилсе, где внутри натуральный микрорайон. Тут нет даже столь привычных советских казарм и офицерских домов из силикатного кирпича - лишь высокая трава, кусты да деревья и развалины построек неясного возраста и назначения:
Выделяется разве что шведский пороховой погреб 17 века. Его пытались взорвать за ненадобностью в 1947 году... но он выдержал взрыв и так и остался стоять:
Можно подняться на второй этаж:
Там с тех пор открытая площадка. Погреб стоит, как скала:
Хорошо виден вал, обращённый к самому устью Двины:
Вид с него же в обратную сторону:
На вал ведёт крутая тропа в непролазной траве. Главное - не провалиться в вентшахты казематов:
А за деревьями как на ладони Угольная гавань - это сюда в 1973 году тянули Риго-Больдерааскую железную дорогу. Найти проём среди ветвей, чтобы снять этот кадр, было ох как не просто - зато почувствовал себя шпиЁном.
Грузят уголь на фоне открытого моря. А вот фотографировать причал ВМФ сторож нам настоятельно не советовал.