Дед Гриша затосковал. Увели со двора железного коня, будто рук лишили. Как теперь огород обрабатывать? Опять к людям идти, просить помощи? Бабка запилит теперь в конец. Деньги-то те самые истрачены были, больше не даст ни в долг, ни под каким предлогом.
Ходил Григорий и к местному участковому. Михалыч обещал найти пропажу и поймать преступника. Да только надежды было мало. Михалыч был один на четыре села, и дел у него было невпроворот. А обещанного, как говорится, три года ждут.
И пенсионер решился на параллельное расследование. Хоть и был он просто трактористом, но в былые годы, сидя в кабине "Беларуса" во время дождя или какой другой непогоды, частенько почитывал детективы. И, надо сказать, почерпнул оттуда немало жизненного опыта.
Начать дело Григорий Петрович решил с поиска информаторов. Их на селе было немного. Местная самогонщица Дуся Копытова, узнав о причине визита не самого своего частого клиента, строго ответила, что знать ничего не знает. А вот деревенский пьянчужка Васька Коробов, ошивавшийся по улице в поисках чем бы опохмелиться, неожиданно удивил деда.
- Ставь, Гриня, литр, тогда скажу, где мотоблок, - сказал еще не протрезвевшим после вчерашнего голосом тщедушный мужичишка.
-Поставлю, говори прямо сейчас, - схватил за грудки Ваську Григорий.
-Ага, ищи dурака, - ничуть не испугался Васёк. - Сначала магарыч давай.
Григорий отпустил Ваську и прямо перед ним вытащил из-за пазухи и покрутил у его носа поллитровкой. Парочка проследовала в беседку, где заняла место за столом.
-Вот аванс, бабка моя в прошлом году выгнала. На березовых почках настаивала поясницу растирать. Тебе в самый раз, - сказал он Ваське. - И в кармане еще двести рублей.
Пенсионер продемонстрировал и деньги для пущей убедительности.
Васька выхватил из рук нежданного гостя бутылку, ловким движением откупорил, налил половину граненого стакана, извлеченного из недр брюк, и медленно, небольшими глотками высосал бабкин эликсир. Закусывать не стал, а только крякнул и потянулся налить вторую.
-А ну притормози, - насел на него дед. - А ну говори!
Васька положил ногу на ногу вытащил из-за уха окурок и, чиркнув спичкой, затянулся.
-Вчера, значит, пошел я огурчик у соседа на участке сорвать, на закуску стало быть. Он вродь мужик добрый, за такие мелочи никогда не ругается, - начал рассказывать хмелеющим голосом Васька. - А у меня как раз кореш с заработков вернулся. Меня в гости пригласил. Только пожрать взять велел, а то магазин уже закрылся. Одна только Дуська работала. Ну две поллитры и продала ему. Сели мы с корешом в девятом часу...
Тут Григорий перебил мужика: "Давай ближе к делу, чего ты мне про пьянку свою".
- А ты слушай, оно всё с твоим делом завязано, - отмахнулся Васька и, затянувшись вонючим окурком Примы, деловито продолжил. - Сидим мы с ним значит, вторую бутылку приканчиваем. А огурец-то я всего один сорвал. Дай, думаю. еще за одним схожу. Пошел я к соседу на огород. Сорвал пару штук. Гляжу, вдоль речки кто-то идет. Пригляделся, двое мотоблок катят.
Тут Васька понял, что заинтриговал деда. Он выудил из-за пазухи второй окурок, закурил, а потом налил еще.
Григорий выложил две сотенных купюры перед Васькой и заторопил его: "Говори, давай, кто?"
Васька выпил вторую, занюхал рукавом и неторопливо продолжил.
-Ну вот значит, сижу я в огурцах и разглядываю, кто такие, - сказал мужик. - А темно, плохо видно. Вродь Петька Конюхов и Колька Кувшинкин. Думаю, и зачем им ночью мотоблок. Тем более огороды их давно амброзией заросли. Видать, спёрли у кого. Да толкнуть куда налево решили.
Григорий Петрович похлопал алкоголика по плечу, нацепил картуз и пошёл искать двух деревенских пропоиц. Жили они по соседству на окраине села в родительских домах. Были бобылями, так как никакая нормальная баба с такими алкоголиками ни в жизнь бы не связалась. Родители Петьки и Кольки давно ушли в мир иной и не видели всех "подвигов" своих деток.
Дед Гриша зашёл по пути за участковым и объяснил ситуацию. Информатора своего выдавать не стал. Об этом Вася слёзно просил в конце беседы.
Мотоблок был спрятан в кустах за заросшим огородом Петьки Конюхова. Его нашли довольно быстро по следам на примятой траве. Петька и Колька тем временем уже давали первые показания. Они, конечно, пошли в отказ. Но матерый слуга закона попросил деда Гришу выйти на пять минут. Этого времени хватило, чтобы расколоть двух прощелыг. Они признались в ограблении. Мотоблок хотели загнать в соседнее село за пять тысяч рублей знакомому скупщику краденого.
УАЗик с двумя задержанными и Михалычем за рулем отправился в районный центр, а дед Гриша завёл мотоблок и тот, рыча мотором, покатился к себе домой.
Встречать деда выскочила со двора взволнованная бабка. А с ней и соседи, уже узнавшие о краже.
Вот так дед вернул своё имущество и восстановил справедливость. Правда, его с тех пор в деревне Пинкертоном прозвали. Ну это так, мелочи. Дед Гриша на односельчан не обижался и по-прежнему при необходимости возил внуков на местный пляж на своём основном транспорте.