Текст: Галина Мумрикова
В начале апреля арт-сообщество в третий раз вдохновлялось произведениями живописи, скульптуры и фотографии на Ярмарке современного искусства, которая проходила в Гостином дворе под эгидой корпорации «Синергия, где было представлено более 60 художников, а также 25 галерей. Одновременно состоялся и арт-форум, участники которого пытались спрогнозировать, что ждет современное искусство в ближайшем будущем.
Вадим Лбов, основатель корпорации «Синергия», на пресс-конференции высказался вполне определенно: «…Сейчас разумеется будут сложности с представлением наших художников на Западе, но мы считаем, что необходимо и дальше продвигать российское искусство в мир, благо у нас есть дружественные страны Ближнего Востока и Азии. Мы ведем переговоры с ними и рассчитываем провести осенью в таком же формате ярмарку на арт-рынках этих стран». Ну хотя бы так. Елизавета Фролова, которую называют идейным вдохновителем ярмарки, говорила о «крестовом походе» выставок и ярмарок в регионы: «…Первая наша задача всегда была - развивать современное русское искусство, представить его правильно не только вовне, но и внутри. То есть нынешний вектор на Азию, арабские страны будет гармонично соотноситься с развитием регионального направления непосредственно в России». В общем, тоже логично в сложившейся ситуации.
Постфактум – штука хоть и неблагодарная, но заманчивая: всплывают те образы, которые если и не потрясли, то во всяком случае запомнились. Ну, вот хотя бы экспозиция Международной онлайн галереи REDDOT.ART, которая показала такую мощную квадригу скульпторов, что в первые часы в их пространство было невозможно пробиться. Ну, как можно было пройти мимо монументальных и одновременно сугубо камерных работ Александра Дедова и Алексея Каниса! Да никак. Денис Куликов, которого я заприметила еще на прошлой Art Russia, остается верен своей идее – делать из промышленных металлоотходов произведения искусства, которые и реальны и ирреальны, только на этот раз его букашки за год как будто малость подросли, увеличились.
Мне больше всего понравились работы Стефана Хербста, выпускника Московской центральной художественной школы при РАХ, а затем и самой Суриковки. Стефан никого не агитирует, а просто в любимой им бронзе предлагает зрителю задуматься о недалеком нашем «потом», в котором все меньше места остается человеку и природе, а больше машинам и всему, что с ними связано. Его мысли просты, но за этой простотой и кроется то самое наше недалекое будущее, наша всеобщая катастрофа, если мы не задумаемся над тем, что порой творим с природой.
Вообще на этой ярмарке скульптура выступила весьма мощно, а еще витал дух некой общности близких по духу людей. Так, лозунг скульпторов Андрея Кирьянова, Юрия Иванова и Андрея Мельникова, создавших союз Art Group&Data, звучит очень убедительно: ничто так не объединяет людей, как идея, любовь и творчество. И еще вызывают уважение расшифровки к названиям, лаконичные, убедительные, слегка назидательные – именно слегка. Например, «Театр. Жизнь не театр. Аплодисментов не будет. Выбор пути только за тобой».
Совместные работы выпускницы Строгановки и профессионального художника-кукольника Александры Худяковой, а также кукольного мастера и мультипликатора Владимира Гвоздева представила галерея Елены Громовой. Обруч. Гигантесса. Это не те куклы, которые хочется потрогать, которых хочется приласкать. Это другие куклы, созданные для того, чтобы мы поискали в них свое отражение, свое «я», чтобы мы прониклись сущностью их не бытия, а бытования, полюбовались их чистотой и нарядами, повздыхали над их незрелостью, посетовали на их незащищенность, а где-то почувствовали их мощь. Ибо в каждой кукле – всегда частица души художника и наше с вами маленькое детское кукольное отражение. Мы – это наши куклы в прошлом. Куклы – это немного мы в настоящем.
Немало было на ярмарке и керамики, но вот запомнилась почему-то «Весна» Анны Немчиновой. Сразу заприметила в ее творчестве некий иностранный компонент, а уже потом узнала, что окончила она как иллюстратор Британскую высшую школу дизайна. В ее живописи и керамике есть нечто, что притягивает и вызывает любопытство, а также странная основательность, основанная на доверии к зрителю. Согласитесь: керамистов нынче полно, а запоминаются единицы. Так, у Ольги Мыльцевой совсем другая керамика – яркая, выпуклая. Ее «Времена» отнюдь не история русского костюма (хотя и это тоже есть), а история русского характера, размышления над традицией.
Около арт-галереи «Евразия» я опозорилась подчистую: взглянув на вазу с трилистником работы японского мастера Фудзии Сёун, задала неуместный вопрос, и… меня погнали со стенда (кстати, правильно сделали). Но восточная керамика так притягивала, так манила, что несколько раз потом возвращалась и почти тайно фотографировала, в том числе абсолютно современную вазу Фудзии Сёун, но сделанную в традиции японской керамики провинции Хидзэн. А вот художник Саим Колхан из Турции работает в стиле современной исламской керамики. Конечно же, его пара «Бегущие лошади» арт-объект абсолютно музейного уровня. Как, впрочем, и все изделия, представленные в галерее Евразия.
О других художниках – в следующей статье.
#искусство#выставки#Art Russia fair-2022#
Gromova Gallery#галерея Евразия#
Гостиный двор#art group peace&data#stefan herbst#
Александр Дедов#Алексей Канис#Денис Куликов