Продажи – мотор любого бизнеса. Чем бы компания ни занималась, будь то производство бетона или консалтинг, она всё равно вынуждена продавать. Для того, чтобы продажи шли хорошо, требуются две составляющие - востребованный продукт и горящий продуктом продавец. И если производить хороший продукт научились многие компании, то с продажами дела обстоят не самым лучшим образом. В этой статье – семь причин низких продаж и рекомендации компании RocketSales, как их исправить.
1. Менеджеры по продажам не знают продукт
Первое и самое очевидное - продавец должен хорошо знать свой продукт.
Новый сотрудник не станет профессионалом, если вы посадите его за компьютер читать PDF-файл на 140 страниц с описанием вашего продукта. После 10-й страницы мозг новичка отключится.
Обучение должно быть поэтапным. Новому сотруднику необходим наставник, который сможет ему всё рассказать и показать, объяснить все нюансы. Хорошо, если в вашей компании есть план адаптации новых сотрудников. Сейчас это практикуется во многих фирмах.
2. Менеджеры не знают техники продаж
В любой профессии есть своя специфика, свои фишки и секреты. Если человек уже работал в продажах, то это ещё не значит, что ему ничего не нужно объяснять. У каждого бизнеса своя целевая аудитория и своя техника продаж.
Каждого продавца необходимо обучать. Регулярно проверяйте своих продавцов на умение использовать технику продаж, которая принята у вас в компании. Особое внимание уделите опции «выявление потребностей». Это основная проблема 90% продавцов. Уделите время, чтобы научить их делать это правильно, а некоторых придётся вообще обучать выявлению потребностей с нуля, чтобы они не переходили после приветствия сразу к презентации.
Если вы будете тестировать продавцов хотя бы раз в месяц, это непременно принесёт результат. Кроме того, повышать квалификацию сотрудников можно с помощью тренингов и мастер-классов.
3. Продавцы недооценивают продукт
Сложно продать то, во что сам не веришь. Покупатель не дурак, он всё чувствует. Именно поэтому на этапе обучения важно объяснить каждому сотруднику, особенно новичку, какие потребности закрывает ваш продукт и какие выгоды он приносит конечному пользователю.
Если прошёл уже месяц, и вы видите, что сотрудник не впечатлён продуктом - имеет смысл разойтись. Такой продавец не сможет выполнить план продаж, а лишь будет отнимать время и ресурсы компании.
4. Сотрудникам не нравится компания
Не стоит на собеседовании обходить стороной вопрос: «Почему вы хотите работать именно в нашей компании?». Если ваши интересы совпадают, - хорошо. Если человек увиливает от ответа или аргументирует свой выбор отсутствием работы в городе, то стоит задуматься, нужен ли вам такой сотрудник.
Бывает и так, что сотрудник искренне хочет у вас работать, но вот с должностью ошибся. Может, хотел сменить род деятельности, а в итоге пошёл по привычной колее. В такой ситуации не торопитесь прощаться с сотрудником. Рассмотрите его с профессиональной точки зрения. Поскольку его любовь к компании вряд ли куда-то исчезла, то он будет заинтересован работать у вас. Выясните, чем он может быть полезен. Возможно, он прекрасный аналитик и поможет вам держать под контролем показатели компании. Может быть, он неплохо разбирается в маркетинге и сможет привлечь новых клиентов. Таким образом, вы сохраните продуктивного специалиста, лояльного к вашей компании.
5. Менеджерам по продажам некогда продавать
Казалось бы, как такое может быть, если именно для продаж вы их и наняли?! Увы, но такое, как ни парадоксально, случается сплошь и рядом. Менеджеры по продажам принимают и оформляют товар, меняют ценники, заполняют отчёты, отвечают на непрофильные звонки... В итоге, общаться с клиентом им некогда.
Банально, но факт: менеджеры должны продавать, а выполнением рутинных операций должны заниматься отдельно нанятые сотрудники.
6. Ошибки и провалы менеджмента компании
Ранее мы рассматривали тему, скажем так, с позиции руководителя. Сейчас посмотрим на неё с позиции продавца. Допустим, менеджер выполнил свою работу и продал товар, но компания не может выполнить свои обязательства перед клиентом. Что чувствует в этот момент продавец? Как минимум неловкость – и это ещё мягко сказано.
Речь идёт не только о потере времени, сил, репутации, но и потере доверия к компании. Весь шквал критики от клиента обрушится на продавца. Именно его клиент будет винить во всех грехах. Заслуживает ли это продавец и обязан ли всё это выслушивать, вопрос спорный. Плюс ли это в карму компании - едва ли.
7. Отсутствие автоматизации
Отсутствие автоматизации в бизнесе очень тесно переплетается со многими предыдущими проблемами. К примеру, у менеджеров очень много времени уходит на выполнение рутинных задач, которые за них могла бы делать машина:
- заполнение вручную контактов клиентов;
- написание писем вручную, без использования шаблонов;
- ручное копирование информации, если появляется новая сделка со старым клиентом;
- ручной набор номера телефона клиента;
- и ещё десятки операций.
По отдельности некоторые задачи занимают меньше минуты, но за целый день таких задач собираются десятки. Менеджеры тратят уйму времени не на общение с клиентом, а на подготовку к беседе и обработку данных.
В данной ситуации целесообразно использовать в компании CRM-систему - специальную программу, предназначенную для автоматизации коммуникаций и работы с клиентами. Однако, CRM-система решает не только вопрос автоматизации продаж. Также она позволяет контролировать эффективность работы сотрудников, моментально отвечать на заявки клиентов из разных источников, вести рекламные кампании, исключить из работы вашей компании человеческий фактор забывчивости, создавать различные отчёты и т.д.
Вместо эпилога
Итак, для того, чтобы ваши менеджеры по продажам были эффективными, нужно следующее:
- Знание продукта;
- Знание техники продаж;
- Лояльность к продукту;
- Лояльность к компании;
- Знание своих должностных обязанностей;
- Ответственное руководство;
- Автоматизация рутинных операций.
Больше информации о бизнес-идеях, управленческих ноу-хау и трендах в малом и среднем бизнесе вы найдёте на портале Biz360.ru.