В день 87-летия Московского метро знакомлю вас, дорогие друзья, с ещё одним светильником.
В отличие от люстр «Аэропорта» эти светильники значительно менее известны. Расположены они были на станции «Белорусская» (1938, арх. Н. А. Быкова и Н. Н. Андриканис). Малоизвестны они потому, что находились не где-нибудь в открыточной перспективе центрального зала, а в проходах между пилонами – пространстве транзитном, через которое делается всего несколько шагов. И уж точно, мало кто остановится, чтобы посмотреть, что в этом узком проходике над головой.
Собственно, речь идёт не совсем о светильнике в привычном понимании: здесь светильник представлял собой кессон с источником света, «закрытый» витражом с декоративной решёткой – эдакий небольшой световой потолок. Подобное решение можно встретить и в другой работе Надежды Быковой, выполненной ею в соавторстве с мужем Иваном Тарановым – в павильоне вестибюля "Сокольники".
Если обратить внимание, светильники, максимально утилитарные, в кессонах на «Белорусской» установлены и сейчас.
«Белорусская» (радиальная) – станция второй очереди, она открыта в 1938 г. В этот момент своё развитие, и, едва ли не пик, переживала советская версия стиля ар-деко. Станции этого времени изобилуют деталями с интересной геометрией, интересным соседством природных материалов, мраморов различных сортов, металла и света. Не исключение и проходы на станции «Белорусская».
Она всегда кажется станцией не очень пострадавшей за годы эксплуатации, хотя тут замене подверглись полы, и перелицовки случались, и рассеиватели торшеров не раз меняли, и торцевую стену перелицовывали, что уж говорить о цветовой температуре света. А недавно и скульптуру установили.
Но вот общий дух ар-деко этой станции, возможно самым невероятным образом был проявлен именно в этих решётках. В их рисунке из каждого угла к центру стремятся колосья, и собираются во внутренний квадрат. Подобное сочетание квадратов повторялось и в раскладке мраморного пола станции. Вообще, это очень интересный вариант обработки темы колоса в «металлической» стилистике ар-деко. Если обратиться к другим примерам этого времени из метро (и не только), то рисунок, как правило, будет более классический.
Декоративные решётки светильников сохранились на чёрно-белых фотографиях. На основе этих фото составлена цветная фотореконструкция (фотовставка). И сегодня можно увидеть, как выглядели бы эти светильники, сохранись они до наших дней, какой выразительной представала бы перед пассажирами станция «Белорусская».
#мосметро #московскийметрополитен #1930е #архитектура москвы #советская архитектура #ардеко #москвоведение