Найти тему
Книжные тропинки

Обзор сборника Харуки Мураками «Токийские легенды»

Оглавление

Японская мифология вошла в сферу моих интересов ещё в подростковом возрасте, благодаря увлечению аниме, потому к «Токийским легендам» Харуки Мураками я подходила с большими ожиданиями. В чём-то они оправдались, в чём-то — нет.

Сборник (антология) Харуки Мураками «Токийские легенды» (яп. 東京奇譚集», транслит. «Tōkyō Kitanshū»): жанры – реализм, магический реализм, сюрреализм; объём сборника – 5 произведений (рассказов); дата первой публикации – 2005 год; страна – Япония.  Возрастное ограничение – с 16 лет.
Сборник (антология) Харуки Мураками «Токийские легенды» (яп. 東京奇譚集», транслит. «Tōkyō Kitanshū»): жанры – реализм, магический реализм, сюрреализм; объём сборника – 5 произведений (рассказов); дата первой публикации – 2005 год; страна – Япония. Возрастное ограничение – с 16 лет.

В сборнике представлены пять рассказов, которые автор в предисловии называет «причудливыми житейскими историями», что является по отношению к ним более точной формулировкой, чем «легенды». Японская мифология опосредованно присутствует лишь в одной новелле — «Обезьяна из Синагавы». Произведения имеют очень широкий жанровый диапазон: от реализма до сюра, но при этом все они окутаны флёром современного японского мистицизма и основной фокус в них — философская составляющая. Каждая история проста, каждая заканчивается странно, необъяснимо, но невероятно чарующе и захватывающе.

Содержание сборника «Токийские легенды» Харуки Мураками

Рассказ «Случайный путник»

Жанр: реализм.

Сюжет. Харуки Мураками пересказывает историю, услышанную от знакомого настройщика пианино. Однажды придя в любимое кафе, тот погрузился в чтение «Холодного дома» Чарльза Диккенса, как вдруг к нему подсела женщина, с тем же самым романом в руках. Но на этом удивительные совпадения не закончились: её история оказалась посланием к той беде, что произошла в семье настройщика пианино.

Тема рассказа: только приняв себя целиком, можно добиться благосклонности окружающего мира к твоей персоне.

Понравившаяся цитата: «Если мы хотим чего-то очень сильно, оно непременно всплывёт у нас в поле зрения отдельным посланием. Потому, если поставлен перед выбором: бесформенный предмет или предмет с формой, выбирай бесформенный». Проще говоря, в любой непонятной или трудной ситуации: «Следуй за белым кроликом», как это сделали главная героиня из сказки «Приключения Алисы в Стране Чудес» и Нео из «Матрицы».

Рассказ «Бухта Ханалей»

Жанр: реализм.

Сюжет. У матери-одиночки Сати в бухте Ханалей когда-то погиб сын от зубов акулы. С тех пор женщина в годовщину его смерти стала приезжать на остров Кауайи, чтобы «побыть» рядом с Такэси. Однажды она решает подвести двух юношей, что направлялись на сплав в ту самую бухту, а через несколько дней слышит от них рассказ о таинственном одноногом серфингисте, который вечерами кого-то ждёт на берегу.

Тема рассказа: смирение перед неизбежным и принятие судьбы.

Понравившаяся цитата: «Нужно всё принимать как есть. Справедливо или нет, существует на то право или не существует».

Экранизация рассказа: фильм «Залив Ханалей» [Япония, режиссёр Даиси Мацунага, 2018].

Рассказ «Где бы оно ни нашлось»

Жанр: магический реализм.

Сюжет. Дождливым воскресным утром у госпожи Курумидзавы бесследно исчезает супруг, поднимаясь в свою квартиру с двадцать четвёртого на двадцать шестой этаж токийской высотки. Полиция оказалась бессильна в его поиске и тогда женщина обращается к частному детективу с нестандартными способностями.

Тема рассказа: всегда нужно стремиться к действительно важному, потому что лишь это наполняет жизнь смыслом и не позволяет затеряться в пустоте бытия.

Понравившаяся цитата: «Всё происходящее оставляет после себя знаки».

Рассказ «Перекати-камень в форме почки»

Жанр: реализм.

Сюжет. Когда-то отец поделился с Дзюмпэем, что «лишь три женщины по-настоящему имеют для мужчины смысл в жизни» и он принял это как руководство к действию, оценивая каждую свою новую подругу с точки зрения вымышленного идеала. Спустя годы всё ещё одинокий Дзюмпэй в период писательского застоя знакомится с Кириэ. Между ними завязываются отношения без обязательств, которые вдохновляют его на написание рассказа о мистическом чёрном камне в форме почки. Но едва история оказалась завершена в тот же день Кириэ исчезает.

Тема рассказа: погоня за идеалом всегда заканчивается «разбитым» настоящим.

Понравившаяся цитата: «У всех вещей в этом мире есть намерения».

Рассказ «Обезьяна из Синагавы»

У рассказа есть продолжение «Исповедь обезьяны из Синагавы», опубликованное в сборнике «От первого лица» (2020).

Жанр: сюрреализм.

Сюжет. После переезда на Синагаву у Мидзуки Андо начались необычные провалы в памяти — она стала забывать своё имя. Сперва это случалось раз в месяц, затем — всё чаще и чаще. Подумав, что такая избирательная амнезия может быть симптомом какой-нибудь серьёзной болезни, молодая женщина обращается к психологу, которая приходит к выводу, что у её пациентки имя попросту украли.

Тема рассказа: жить с душевным изъяном — всё равно что «ходить в обнимку с маленьким адом», потому подсознание («обезьяна») рано или поздно найдёт хитрый способ минимизировать его пагубное влияние.

Понравившаяся цитата: «Жизнь без имени будто некий сон, потерявший след к пробуждению».

Рекомендации к чтению

«Токийские легенды» очень обманчивы. Для человека не знакомого с творчеством Харуки Мураками они могут даже показаться нелепыми, сюрреалистичными, без какого-либо намёка на смысл. Но это не так. Несмотря на разные локации (Япония и Гавайи), время действия, разных главных героев и философские аспекты, их также объединяет тема одиночества взрослого человека, которая сильнее всего звучит в рассказе «Где бы оно ни нашлось». Одиночество нельзя назвать простым или логичным чувством, оно скорее похоже на мо́рок, который осознаёшь, но не можешь с себя сбросить. Потому, постепенно погружаясь в каждую историю, автор проводит читателя по всем его граням, чтобы дать возможность найти собственное «нечто, формой похожее на дверь, или зонтик, или пончик, или слона».

Оценка: 5/5

Дзен | Телеграм | ВКонтакте | Поддержать канал