Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Не вполне очевидно, но Чита - очень красивый город. Как выглядит её самая старая улица?

В бок домам на привокзальной площади Читы упирается улица Анохина, по которой прогуляемся в конце поста. На её углу с Ленинградской - Госбанк (1909), и ныне используемый по назначению: Анохина - третья улица от Транссиба. Первая от путей Петровская улица - совершенно невзрачна и выглядит просто задворками станции: Амурская улица же, вторая от железной дороги, пересекает привокзальную площадь чуть выше стоящего кафедрального собора. Большая её часть - к востоку от площади, но интересна и пара кварталов на западе. Здесь примечательна усадьба Коноваловых (1906), и если главный дом просто отличный образец строгого и пластичного сибирского модерна... ...то маленький "Дом с кометой" - визитная карточка деревянной Читы: Чуть дальше, на задворках заправки местной сети "Нефтемаркет", где Амурская улица переходит в Кастринскую, можно обнаружить симпатичный особнячок, который в 1904 году построил для себя архитектор Гаврила Никитин. Сам он происходил из Екатеринодара, но в 1900 году получил должн

В бок домам на привокзальной площади Читы упирается улица Анохина, по которой прогуляемся в конце поста. На её углу с Ленинградской - Госбанк (1909), и ныне используемый по назначению:

Анохина - третья улица от Транссиба. Первая от путей Петровская улица - совершенно невзрачна и выглядит просто задворками станции:

-2

Амурская улица же, вторая от железной дороги, пересекает привокзальную площадь чуть выше стоящего кафедрального собора. Большая её часть - к востоку от площади, но интересна и пара кварталов на западе. Здесь примечательна усадьба Коноваловых (1906), и если главный дом просто отличный образец строгого и пластичного сибирского модерна...

-3

...то маленький "Дом с кометой" - визитная карточка деревянной Читы:

-4

Чуть дальше, на задворках заправки местной сети "Нефтемаркет", где Амурская улица переходит в Кастринскую, можно обнаружить симпатичный особнячок, который в 1904 году построил для себя архитектор Гаврила Никитин. Сам он происходил из Екатеринодара, но в 1900 году получил должность главного архитектора Нерчинской каторги. Наверное, платить за это обещали хорошо, но масштаб проблемы зодчий недооценил, и чуть-чуть поработав в Чите, подал в отставку да занялся коммерческими проектами в бурно растущем городе. Главным поклонником его творчества же оказался вряд ли даже знавший его имя атаман-самозванец Семёнов, в Первой женской гимназии разместивший свой штаб, а в этом особнячке - личную резиденцию.

-5

Теперь вернёмся на привокзальную площадь и пойдём по Амурской на восток. Изначально эта дорога и правда называлась Амурской улицей, но уже в 1911 году её зачем-то нарекли Александровской, а в 1922-94 это и вовсе была куда как более банальная улица Калинина. Первый от площади её квартал невзрачен, и примечательно в нём разве что маленькое здание магазина Бутаковой (1913), а вернее - пристройка товарищества "Истисад" (1921) эпохи НЭПа:

-6

За углом Профсоюзной улицы - здание Первой Читинской электростанции Николая Полякова (1908), проработавшей всего 20 лет до постройки советских ТЭЦ в городе и шахтёрских посёлках.

-7

В те же времена, когда Профсоюзная называлась Николаевской, её угол с Амурской смотрелся куда интереснее. Слева высился доходный дом Игнатьевых (1907), построенный на месте гостиницы "Даурское подворье", где в 1890 году останавливался Антон Чехов по пути на Сахалин. Вернее, гостиницу Игнатьевы лишь отстроили в камне и сделали двухэтажной, а на других этажах расположились магазины, кафе, парикмахерская и синематограф, за свою историю сменивший названия "Дон-Отелло", "Олимп", "Русь" (при Семёнове), "Красная Звезда" и "Пионер".

В гостинице в 1920-22 годах размещалось военно-политическое управление Дальневосточной республики, а в годы НЭПа - "Деловой двор", центр треста из нескольких гостиниц по всей Чите. Гостинца обитает тут и ныне - вот только здание её в 1960-х годах обкарнали так, что я его не заметил:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Частичной компенсацией за эту реконструкцию стали интерьеры ресторана "Даурия", но и им пришёл конец в 21 веке:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Напротив дальше по Амурской стояло деревянное 1-е Общественное собрание (1875) - губернская, но дожелезнодорожная Чита, размером (12 тыс. жителей в 1897 году) скорее уездная, была городом деревянных теремов.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Увы, тот город был сметён транссибовским бумом не хуже, чем стихийным бедствием или войной - навскидку я и не вспомню тут гражданских зданий той эпохи, кроме каких-нибудь изб. На месте Общественного собрания в 1913-15 годах вырос "самый петербургский дом Читы" - доходник Самсоновичей, более известный как гостиница "Селект":

-11

В Гражданскую здесь разместились канцелярия и приёмная Семёнова, так что формально отсюда (а фактически из особняка и штаба) управлялась Забайкальская Казачья республика. Отступая в 1920-м, семёновцы взорвали здание, реконструкция которого затянулась до 1931 года и внесла в модерн лёгкий налёт сталианса. Позже тут был Горком партии, а сейчас - всяческие областные министерства и службы.

-12

Странная особенность читинского центра - тут много красивых домов, но почти нет целостных перспектив. Причина проста - за безудержным ростом города было невозможно угнаться. Строили в тогдашней Чите масштабно, прогрессивно и богато, но - почти исключительно на перекрёстках, между которыми избы и лачуги простояли до позднесоветских времён. Вот и следующий перекрёсток Амурской и Полины Осипенко с одной стороны отмечает необычное здание прокуратуры 1980-90-х годов:

-13

А с трёх других сторон - памятники дореволюционной эпохи. Улица Осипенко тогда называлась Иркутской, и видимо поэтому на ней иркутский предприниматель со звучными именем Люциан Древневский построил свой торговый центр (1907), с советских времён известный читинцам как Дом Книги:

-14

Наискось от него - кинотеатр "Центавр", с недавних пор снова используемый по назначению:

-15

А над перекрёстком, через улицу Осипенко от Дома Книги, через Амурскую от "Центавра" и наискось от прокуратуры высится форменный "лежачий небоскрёб", одно из грандиознейших зданий Российской империи, вытянувшееся на сотню метров до улицы Анохина, за которой виден дом купцов Соломона и Зуси Зазовских (1910-11).

В основе это пассаж Второва - так называется целый жанр, к которому почти в любом губернском городе Сибири принадлежит самый большой и красивый дореволюционный дом. Александр Второв был купцом из селения Лух в нынешней Ивановской области, но преуспел в Иркутске, куда подался ямщиком на таёжных дорогах. Разбогател он внезапно, то ли удачно женившись, то ли ограбив своего пассажира, но свалившиеся деньги не прогулял, а сохранил и приумножил, к концу жизни в 1911 году став богатейшим человеком всей Российской империи.

-16

По сути Второв создал первую в России сеть розничных магазинов, среди которых гигантские пассажи можно считать первыми отечественными ТЦ. Читинский пассаж Второва был выстроен всего за полтора года (1910-11), и проектировался явно "на вырост" - если за 15 лет Чита выросла в 7 раз (с 12 до 78 тыс. жителей), то ещё через пару десятилетий тут можно было ожидать появление города масштабов Киева или Риги. И хотя похороны Николая Второва, который при капитализме мог бы превзойти отца, лично Ленин в 1918 году одобрил как "последнее собрание буржуазии", капитализм кончился, а вместе с ним - и пышные пассажи, и безумный рост Читы.

Пассажу Второва нашлось иное применение - по сути дела отсюда управлялась марионеточная Дальне-Восточная республика, созданная в 1920 году большевиками как буфер между Советской Россией и ждавшими повода для большой войны японскими интервентами. У республики, однако, были все органы государственной власти, из которых здесь смогли разместиться Совет Министров и три министерства - промышленность и торговли, народного хозяйства и транспорта. Последнее в 1925 году сменило управление Забайкальской железной дороги, а бывший кинотеатр стал ДКЖД. Позже госорганы отсюда уже не ушли, к 1960-м годам измельчав до всякой бюрократической всячины.

-17

Идём дальше по Амурской:

-18

Следующая улица 9 Января прежде называлась Сретенской, причём не по церкви какой-нибудь, а по далёкому Сретенску, который название своё сохранил. На ней от Амурской до Анохина - самый цельный кусок рядовой застройки:

-19

В следующем квартале примечателен конструктивистский Генеральский дом (1936) для командного состава Забайкальского военного округа - среди его жильцов был целый Родион Малиновский. К дому прилагает симпатичный киоск, известный в народе как Пивная Гайка:

-20

Напротив - бывшее "Окуловское подворье" (1911), очередной купеческий торгово-гостиничный комплекс, в ХХ веке успевший побыть всем подряд от Особого отдела НКВД до кукольного театра:

-21

С 2001 года тут и вовсе центр борьбы со СПИДом, о чём напоминает памятник у ворот. За которые можно было бы спуститься на маленькое Банное озеро среди частного сектора и гаражей:

-22

Его название напоминает, что совсем рядом Старый Читинск, так и оставшийся ветхим селом посреди шумного города. Но старейший район Читы я показывал раньше а скульптура "Любовь и верность" (2011) у начала главной сельской улицы Декабристов явно намекает на их героических жён:

-23

См. также:

Старый Читинск.

Вокзал и привокзальная площадь Читы.