Найти тему

Как эффективно управлять бизнесом? Советы руководителю и собственнику

Эту неделю мы с вами погружались в тему эффективного управления (ЭУ).

Сегодня поговорим о роли руководителя или собственника в системе ЭУ. В каких процессах он участвует, как контролирует, что делегирует и в каком объеме.

4 критерия системы ЭУ
1. Планирование
2. Структура
3. Мотивация
4. Контроль

Допустим, вы — собственник, который практически не участвует в операционной жизни организации, то есть ваша роль сводится к тому, чтобы найти грамотного управленца и, через правильно выстроенную систему мотивации лично для него, контролировать полученные результаты. Контролировать самого управленца, думаю, не имеет смысла, вернее его контроль — это контроль полученных результатов.

Задача наёмного управленца — результат и эффективность, а какими операционными методами он будет этого добиваться — его дело. Тут приходит на ум метафора. Вы пришли к зубному, зуб болит. Ваша цель — чтобы зуб прошел и действия врача должны быть минимально болезненными и недорогими в цене. Этим определяется эффективность врача. Но как именно он будет убирать боль — это его задача. Так и с организацией. Стив Джоб говорил: мы нанимаем руководителей, чтобы их слушать, а не указывать им, что делать. Это уровень линейного сотрудника. Привилегия управляющего — свобода в выборе методов действия.

Если вы руководитель или собственник, который сам управляет своим бизнесом, то критерии системы ЭУ распределяются так:
- Планирование. Вы, на основании аналитики прошлых периодов или ситуации в настоящем, составляете планы по подразделениям. Делегировать тут можно руководителям подразделений составление предварительных планов. А вы, собирая планы вместе, смотрите уже на итоговый результат в целом по организации. Устраивают ли такие результаты от руководителей подразделений или следует пересмотреть исходные планы? То есть это совместная работа.

Планирование затрат — это отдельная большая тема. Коротко она укладывается в само понятие ЭУ — гармоничное сочетание затрат к выручке без потери репутации. Тут важен контроль и планирование именно с вашей стороны. В помощь — бухгалтерия в части контроля за расходами.

- Структура. Ее выстраиваете согласно задачам. Структуры могут быть временными — под проект, постоянными — на них базируется организация. Но чем понятнее и проще структура, тем удобнее ею управлять. В любом случаем, оставьте за собой право в любой момент включить ручное управление, если того потребует ситуация.

- Система мотивации сотрудников. Составлять самим или пригласить специалиста? Тут вопрос спорный. Кто-то просто не обладает навыком выстраивания грамотной системы мотивации. Для этого предусмотрена должность HR, но во многих организациях она не умещается в штатное расписание, тогда пользуются услугами наемных профи.

Система мотивации — дело несложное, если углубиться в суть понятия и попробовать сделать это самому раз 10). Если она грамотно выстроена, то упрощает ваш контроль за результатами, потому что с экономической точки зрения предусматривает все варианты развития событий:
- предприятие в убытке, тогда я не смогу тебе (сотруднику) хорошо заплатить,
- предприятие благодаря тебе заработало — и ты тоже,
- предприятие заработало сверх плана — и ты в плюсе. Твой отдел выполнил план — тебе доп премия.

Поэтому очень важно предусмотреть в системе критерии и порядок повышенного вознаграждения за личные и коллективные достижения.

Ну и 4 критерий контроль. Тут я бы предложила распределенный контроль. Вы контролируете через отчеты. У меня порядка 20 отчетов: одни приходят по вацапу ежедневно, другие — раз в неделю.

Каждый день я знаю точно в какой точке выполнения плана мы сейчас. И если показатели падают, то в ручном режиме быстро принимаются решения, полный перечень которых не предусмотришь. Новый день — новый вызов. С руководителями подразделений я делю ответственность за контроль. Я — за результат, они — за процесс. Т.е. они контролируют эффективность входящего звонка: слушают, устраивают тренинги, корректируют. Если звонка входящего нет в принципе — это уже вопросы к отделу маркетинга.

Но вы, как управляющий своим бизнесом в каждом конкретном случае, понимаете, кому адресовать вопросы: если по количеству входящего звонка — к маркетологу, если по качеству — к руководителю подразделения и т.п.

Неважно собственник ли вы, который отдал бразды правления наёмному управляющему, или сами руководите своим бизнесом, вы ставите перед собой задачу ЭУ, и должны четко понимать свою роль и свои точки контроля в этом многогранном процессе и быть рулевым процесса, а не пассажиром.