Часто в интернете натыкаюсь на распространенное, но ошибочное мнение, что дескать пиво - не исконно русский напиток, в древности на Руси его не знали и оно пришло из Европы на Русь довольно поздно (некоторые даже думают, что это произошло только в XIX веке). На самом деле это далеко не так, пиво на Руси хотя и не было таким ходовым напитком, как к примеру в Скадинавии, но вполне себе изготавливалось и употреблялось. Существовало даже много народных традиций связанных с пивом. В своей новой статье я поделюсь некоторыми фактами о пиве на Руси.
Прототипом современного пива был ол (олуй, олус), который варился из ячменя с добавлением хмеля и полыни; квас, который готовили из ячменя или ржи, без трав, и который был более густой и хмельной; брага, варившаяся из овсяного (или ячменного) солода, распариваемого вместе с хмелем в печи. Брагу и ол пили горячими. Термин пиво (от глагола пить) на самом деле в X-XII веках применялся только по отношению к питьевой воде и лишь только с конца XII-XIII веков стал использоваться в словосочетании "твореное пиво" для обозначения всех хмельных напитков, получаемых из зерна. Примечательно, что у южных славян пиво практически вышло из употребления, уступив место вину и ракии (водке); редко употреблялось и само слово пиво, при этом сохранился старый термин оловина. У западных и восточных славян пивоварение непрерывно продолжалось, обогащаясь традициями соседних народов. На Руси пиво и брага, приготовляемые к общим сельским празднествам, на мирскую складчину, назывались "молеными". Напитки эти сливали в бочки при зажженных восковых свечах, перед иконами и обязательно с молитвой. Ржаной солод, хмель и разные съестные припасы для приготовления угощения собирали со всех дворов за несколько дней до праздника. Известна половозрастная дифференциация при варке пива: к братчинам готовили обычно женатые мужчины, на Духов день - замужние женщины, на Покров день - девушки. Приготовление пива сопровождалось магическими действиями и соблюдением ряда запретов. Например на Новгородчине закладывая в сусло хмель, хозяин трижды, приплясывая, обходил чан со словами: "Ну-ко, хмелюшко, принимайся за пиво! Будь пиво пьяно, а гости веселы". В русских обрядовых песнях говорится о причастности сакральных персонажей к приготовлению пива: "Сам Бог меды сыциць, Илля пива вариць». Пиво наряду с другими хмельными напитками (медом, брагой) являлось непременным атрибутом и символом праздника: "праздник любить - пиво варить", "в праздник и у воробья пиво". Выражение "надо уж и пиво варить" означало скорое наступление праздника, а выражение "пиво уж сварено" говорило о том, что торжество обязательно состоится.
Крестьянская свадьба как правило не бывала без пива и браги, и выражение "заварить пиво или брагу" часто было синонимом выражения "готовиться к свадьбе". Пиво использовали даже в любовной магии. Девицы, желавшие поскорее выйти замуж, тайком ставили в печь корчагу и заваривали в ней солод; когда он поспевал, корчагу выносили за ворота и там спускали сусло, в надежде, что прежде, чем окиснет пиво, приедет жених свататься, и этим самым пивом придется его потчевать.
В Белоруссии было известно такое гадание о характере невесты: перед отправлением жениха к невесте его мать надевала вывернутую шубу, трижды обегала вокруг запряженного экипажа и лила пиво или квас в глаза лошадей: если кони при этом только хлопали глазами, то верили, что невестка будет незадачлива.
Согласно примете, распространенной в Нижегородских землях, если пиво к свадьбе сварится удачно, то молодые будут жить счастливо.
В Новгородской традиции, пиво, приготовленное на свадьбу, не давали до венчания пить посторонним из опасения, чтобы те не "испортили" жениха и невесту.
В традициях жителей современной Архангельской области пивом из одного стакана поили молодых на брачном ложе, "чтобы водворить между ними взаимную любовь".
В Пермской губернии в первые недели Великого поста замужние женщины ходили по домам, где есть молодая, и поили ее пивом, принимая тем самым в свою половозрастную группу.
В Вятской губернии во время проведывания роженицы соседками происходило взаимное угощение пивом. Кумовья посещали роженицу на 4 или 6 день и привозили ей угощение, в том числе кувшин пивного супа; в доме их в свою очередь угощали пивом и домашним хлебом.
Основным напитком на похоронах и поминках считалось подслащенное медом пиво или брага. Пиво, водку и приготовленную еду носили на кладбище на Радуницу и другие календарные поминки: принесенное раскладывалось на могиле, а потом съедалось и выпивалось.
В Тотемском уезде Вологодской губернии в дни поминовения умерших родственники поливали их могилы пивом.
В Новгородских землях известна и такая традиция: нельзя было пить пиво, а также другие алкогольные напитки после соборования, если больной неожиданно выжил, так же как нельзя ему было есть мясо, носить цветные одежды, вступать в брак.
Пиво входило в состав угощения на многие календарные праздники и общественные обряды. На Русском Севере, где ни одно застолье на крупные праздники не обходилось без пива, их обобщающим названием было "пивные праздники". Пиво начинали варить заблаговременно - примерно за неделю до праздника - всей общиной. Каждый участник получал свою долю пива, которую, принеся домой, мог крепить при помощи дрожжей и сахара. Крепленое пиво имело свое название - кумушка. Пили на этих праздниках из одной большой чаши, которую пускали по кругу.
Пиву иногда приписывалось магическое и лечебное действие. Считалось, что пожар, возникший от грозы, можно гасить пивом, квасом или молоком, сывороткой, но не простой водой. В качестве лекарства роженице давали пивной суп, т. е. старое пиво, сваренное с сахаром, желтками яиц, сметаной и небольшим количеством муки. Если пиво портилось и прокисало, верили, что это происходило от чар ведьм или от бури: иногда советовали во время бури класть по краю сосуда с молодым пивом крапиву, которую называли "громовой". Как и другие хмельные напитки, пиво связязывали с нечистой силой. По легенде из Владимирской губернии, секрет приготовления пива якобы поведал мужику черт. Известна и поговорка: "В вине и пиве бес сидит". Пиво употребляют якобы и демонические персонажи. В качестве жертвы гуменнику в праздник Покрова относили ведро пива на ток и оставляли его там на несколько дней. В одной русской быличке рассказывается, что мужик в праздник попал к лешему, на столе у которого среди угощений было в том числе и пиво.
Еще несколько фактов о пиве в старину:
Хмель в пивоварении на самом деле стали массово использовать относительно недавно, около 15 века. До этого использовали разные травы и коренья для горечи и аромата.
В древности для приготовления пивного сусла использовали все, что нашим предкам казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и т.д.
Механизм работы пивных дрожжей в древности был не совсем понятен, поэтому пиво часто кисло и вообще не отличалось качеством. Например Тацит писал о пиве варваров (речь правда преимущественно о континентальных германцах) как о неприятном напитке. Недавно исследователи по сохранипвшимся следам на найденных археологами сосудах воссоздали состав древнего пива и сделали вывод, что Тацит был прав. Древнему пиву до совремнного видимо было далеко.
С XVII - XVIII века в России начинается массвовое производство водки. Благодаря своей дешевизне, большей простоте в приготовлении и более сильному алкогольному воздействию она вытесняет пиво и медовуху. В XIX веке водка - уже глобальная проблема, о чем можно почитать у классиков, например у того же Некрасова. Но в то же время Лев Толстой, стремясь отучить крестьян от алкоголизма, пытался в качестве альтернативы использовать пиво, тем более неподалеку от его имения находился Хамовнический пиво-медоваренный завод. Но эксперимент провалился: крестьяне с удовольствием употребляли пиво, но при этом не спешили отказываться и от водки. Таким образом утверждение о том, что пиво - хорошая альтернатива крепким алкогольным напиткам, как средство борьбы с алкоголизмом, не подтвердилось еще более ста лет назад.