Найти тему
Стихия Высоцкого

Высоцкий и частушки

Можно удивиться такому странному словосочетанию. Высоцкий и блатная песня - общеизвестно. Высоцкий и сатира - да пожалуйста. Военные песни, остросоциальные, гражданская лирика - само собой. Высоцкий и романсы - менее очевидно, но всё же известно. Но частушки?! И тем не менее, есть такой факт! И не только частушки, но даже обрядовые свадебные песни.

Всё это фольклорное богатство заказывалось Высоцкому режиссёром Г. Полокой для фильма "Одиножды один". Причём иногда режиссёр говорил, что все это он сразу заказал автору, т.к. ему нужна была стилизация под фольклор (а работы Высоцкого в кино убедительно доказывают - в стилизации он мастер). Иногда же рассказывал, что Владимир Семёнович сам убедил режиссёра, что всё это нужно писать именно ему, чтобы не было стилевой "разносортицы". Как бы там ни было на самом деле, Высоцкий к делу подошёл основательно, обложился сборниками русских народных песен, слушал этнографические записи "в консерватории", даже со специалистами и исполнителями много раз беседовал, по словам Г. Полоки. Результатом стали "Величальная отцу", "Встреча жениха и невесты", частушки к свадьбе и частушки на субботнике.

По сюжету постаревший местечковый донжуан Ваня Каретников всю жизнь порхал с цветка на цветок, оставляя позади жён и детей. А теперь всё наоборот - цинично бросают его. Начало фильма - просто буффонада. Немолодой мужчина с претензией на кокетство в облике мечется по морвокзалу с двумя чемоданами и двумя дворняжками в поисках сначала своей Веры, а потом - выхода на речной причал, куда под ручку с новым хахалем упорхнула его последняя несостоявшаяся любовь. Кстати, меня не покидает ощущение, что из этой сцены во многом выросла другая знаменитая сцена - помните, в "Чародеях" герой Фарады бегал по этажам в поисках выхода.

Дама весело объясняет Ване с верхней палубы отходящего кораблика на весь причал: "Да нужен ты мне, старый чёрт. Пошукай другую дуру." Вот это поворот! И что теперь делать, как быть? Полное фиаско. Но тут начинается субботник или воскресник или еще какой праздник труда и мимо Вани бегают хорошенькие крепенькие девушки. Много ли ловеласу для счастья надо?

И вот уже глаз горит, гармошка в руках, в ход идут привычные приёмы обольщения: комплименты, шутки-прибаутки и частушки, да такие задорные, что "веселится и ликует весь народ", а не только один Ваня.

Гули-гули-гуленьки,
Девоньки-девуленьки!
Вы оставьте мне на память
В сердце загогулинки.

Не гляди, что я сердит:
По тебе же сохну-то!
Я не с фронта инвалид,
Я — любовью трёкнутый.

Выходите к Ванечке,
Манечки-матанечки!
Что стоите, как старушки,
Божьи одуванчики?

Милый мой — каменотёс,
Сильный он да ласковый,
Он мне с Англии привёз
Лифчик пенопластовый.

Здеся мода отстаёт.
Вот у нас в Австралии
Очень в моде этот год
В три обхвата талии.

Уж не знаю я, как тут,
А, к примеру, в Дании
Девок в ЗАГСы волокут
При втором свидании.

Я не знаю, как у вас,
А у нас во Франции
Замуж можно десять раз,
Все — без регистрации.

Ой! Табань, табань, табань,
А то в берег врежемся.
Не вставай в такую рань,
Давай ещё понежимся!

Без ушка иголочка.
Оля! Ольга, Олечка,
Поднеси-ка инвалиду
Столько, да полстолечка.

На пути, на перепутье
Молодуху сватал дед,
Спе́рва думали, что шутит,
Оказалося, что нет.

Мой милёнок все допил
Дочиста и допьяна, —
Потому и наступил
В мире кризис топливный.

Ты не ной, не ной, не ной —
Это ж кризис — нефтяной,
Надо больше опасаться,
Что наступит спиртовой!

Гляну я — одна семья
На таком воскреснике:
Все друг другу кумовья,
Али даже крестники.

Варианты, черновики: https://vk.com/page-50031359_51932756

В фильм частушки вошли в трёх частях. В сцене субботника:
I – строфы 1 и 2, за ними строфа, которую Высоцкий сочинил прямо на съёмках, по свидетельству Г. Полоки:
Гармонист, гармонист,
Сердце беспокоится,
Разрешите, гармонист,
С вами познакомиться!
Далее следовала 5 строфа.
II– последняя строфа с началом «Все мы тут - одна семья», затем без гармошки строфа 3. Помимо частушек, имеющихся в автографе, там присутствуют и другие стихотворные прибаутки. Чьего авторства - сказать не могу. Может быть, народные, а может быть, и сочинённые Высоцким. III часть (в сцене свадьбы) состояла из 9, 11 и 12 строф.

Вот только девушка почему-то не желает всерьёз воспринимать смешного старичка.

-4

И тогда Ваня решает быстренько пробежаться по старым адресам - авось, где и примут. У него на крышке чемодана целая галерея фото - все с пояснениями: имя, адрес, дата рождения ребёнка, имя ребёнка. Целое досье. Так он оказывается в гостях у Марии, матери его взрослого сына. Прожил он здесь, кстати, вернувшись с войны, всего год и исчез на четверть века. Мария давно замужем за другим, муж с младенчества воспитал сына как своего, пока биологический папаша колесил по стране, ни в чем себе не отказывая. Мария по доброте душевной пускает Ивана переночевать до утреннего автобуса, выдавая за своего брата. Но, так как своим углом Ваня не обзавёлся, будучи профессиональным приживалой, то слегка у "сестры" подзадержался. А тут ещё и сын жениться собрался, надо же поприсутствовать. Правда, с большим желанием устроить скандал, объявить себя отцом публично, отблагодарить, так сказать, людей за приют да ласку. Именно останавливая этот порыв названного "братца", кидается к Ване муж Марии, умоляя: "Сыграй, Ваня!" - и это третий фрагмент с частушками.

Для свадьбы Высоцким был написан другой блок частушек. По всей видимости, их должна была петь невеста с подружками, но обошлись без этого.

Частушки к свадьбе

Не сгрызть меня —
Невеста я!
Эх, жизнь моя
Интересная!

        Кружи-ворожи,
        Кто стесняется?
        Подол придержи —
        Подымается!

И в девках мне
Было весело,
А всё ж любовь
Перевесила!

        Кружи-ворожи,
        Кто стесняется?
        Подол придержи —
        Подымается!

Сноха лиха
Да и кума лихая
Учат жить меня,
А я сама такая!

        Кружи-ворожи,
        Кто стесняется?
        Подол придержи —
        Подымается!

Варианты, черновики здесь: https://vk.com/page-50031359_55430900

Этой сцене предшествует встреча жениха и невесты. Молодые и гости после ЗАГСа подъезжают к родительскому дому. Ваня, которому не удалось поздравить молодых (его даже не пустили ни в зал на бракосочетание, ни в машину к молодым и родителям), подготовил встречу:

Встреча молодых. Песня о чёрном и белом лебедях
Встреча молодых. Песня о чёрном и белом лебедях

На фоне диалога Вани с женщинами да традиционных требований выкупа от жениха и невесты еле слышно звучит фрагмент "Песни о чёрном и белом лебедях":

Ах! В поднебесье летал
        Лебедь чёрный, младой да проворный.
Ах! Да от лёта устал —
        Одинокий, да смелый, да гордый.
Ах! Да снижаться он стал
        С высоты со своей лебединой.
Ах! Два крыла распластал —
        Нет уж сил и на взмах на единый.

                Ай, не зря гармонь пиликает —
                Ваня песенку мурлыкает
                С уваженьем да почтением,
                Да, конечно, со значением.

Ах! На крутом берегу,
        Словно снег среди лета, не тая,
Ах! На зелёном лугу —
        Лебединая белая стая.
Ах! Да не зря он кружил,
        Да и снизился не понапрасну.
Ах! Он от стаи отбил
        Лебедь белую — саму прекрасну.

                Ай вы добры люди-граждане,
                Вы б лебёдушку уважили —
                Затянули бы протяжную
                Про красу её лебяжую.

Ох! Да и слов не сыскать,
        Вон и голос дрожит неумелый.
Ох! Другу дружка под стать —
        Лебедь черный да лебеди белой, —
Ах! Собралися в полёт
        Оба-двое крылатые вместе.
Ах! Расступися, народ,
        поклонись жениху и невесте!

                Ай, спасибо, люди-граждане,
                Что невестушку уважили,
                Жениха не забываете
                Да обоих привечаете!

Варианты, черновики здесь: https://vk.com/page-50031359_55432113

Жаль, что её очень плохо слышно. Очень красивая песня получилась. И женщины из фольклорного ансамбля обалденно её исполняют. Бесконечно жаль, что нет и отдельной фонограммы. По крайней мере, мне она не известна. А вот другой обрядовой песне повезло больше. И в фильме её прекрасно слышно (один куплет) и существует отдельно записанная фонограмма, где вся песня звучит целиком в исполнении фольклорного ансамбля.

Величальная отцу

Ай, не стойте в гордыне –
Подходите к крыльцу.
А и вы, молодые,
Поклонитесь отцу!

Он – сердитый да строгий:
Как сподлобья взглянёт,
Так вы падайте в ноги –
Может, он отойдёт.

Вам отцу поклониться –
Тоже труд небольшой,
Он лицом просветлится,
Помягчает душой.

Вы с того начинайте
И потом до конца
Во всю жизнь привечайте
Дорогого отца!

Варианты, черновики, а также полная версия аудио здесь: https://vk.com/page-50031359_55432112

Из воспоминаний Г. Полоки: "Для картины "Одиножды один" мне понадобились фольклорные песни, и я опять решил не брать подлинные, а сделать стилизацию. И вот Высоцкий написал ритуальные, свадебные, величальные песни, на два женских голоса, на шесть голосов, расписывая по голосам, как профессиональный композитор.
        Высоцкий очень хорошо знал этот фольклор, и вся его стилистика, весь словарный фонд его, что ли, все краски во многом вышли оттуда, из этих песен, которые он слышал в детстве. Я глубоко убеждён в том, потому что сам слышал эти песни и помню...
      ...Блистательно сочинял частушки! Причём современные частушки. У меня сохранилось несколько его частушек, тех, которые не вошли в картину, и сохранились рукописи: как он искал слова, как он предполагал варианты слов в зависимости от манеры исполнителей".

Композитором в этом фильме был Э.А. Хагагортян. Геннадий Полока утверждает, что все мелодии песен принадлежат Высоцкому. Композитор лишь помогал с аранжировкой и записью. Не знаю, насколько это соответствует истине. В титрах Высоцкий указан автором текстов.

-7

Всего для этого фильма он написал восемь песен, которые, конечно, войти в него целиком никак не могли. Но писать по кусочку, по фрагменту Высоцкий не мог и не хотел. Об одной из песен у меня уже был материал:

Об оставшихся, надеюсь, тоже будет.

Ещё по теме: Цыбульский М.И. "Одиножды один"

Спасибо, что прочитали. Надеюсь увидеть Вас снова. Другие публикации канала можно найти здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и корректные комментарии тоже лишними не будут.