Эта статья не претендует на научность и точность. Тут только личный опыт и субъективное восприятие. Ну и специально я упростил в разрезе для предпринимателей, без перегруза подробностями.
Источник финансирования - тема немаловажная в плане анализа заказчика и оценки риска контракта, лучше все-таки понимать коротко этот процесс.
1)Федеральные деньги
За них спрос строгий. Проверок больше.
Но есть огромный плюс - если вы исполнили контракт, то вам 100% заплатят.
Однако есть нюанс - в связи с последними событиями государство в целом, и Генпрокуратура в частности как ответственный надзорный орган весьма строго следит за бюджетной дисциплиной на всех источниках финансирования.
Но если на других источниках эксцессы могут быть, то на федеральных деньгах за неосвоение средств с представителя заказчика снимут как минимум одну из его многочисленных шкур.
Почему одну из - потому что невозможно работать на должности контрактного управляющего, не будучи толстокожим.
2)Нацпроекты
Это вообще отдельный подвид федерального финансирования и отдельный жанр концертной деятельности.
Мухлевать категорически не рекомендуется. Проверять соответствие ТЗ могут с линейкой и вплоть до запятой. Если попадетесь на чем-то горячем, то неприемка это еще лайтовый вариант. Уголовка на исполнителя здесь вполне обычная история. Запросы из налоговой - и вовсе типовая.
Это вообще подниша для профессионалов, где 10-15% маржи норма. Но и сумма контрактов может десятков миллионов достигать.
А еще по Постановлению 126н преимущество для ЕЭАС не 15%, а 20% процентов.
3)Региональные и муниципальные деньги
Я их объединил в одну категорию, разница для поставщика между ними минимальная.
Многое зависит от региона и муниципалитета соответственно. И в части строгости, и в части платежеспособности.
В таких закупках рекомендую проверять платежеспособность заказчика и обращать внимание на рейтинги региона.
Например закупки в Хакасии я на момент написания статьи я смотрю под тройной лупой. Нынешний губернатор там откровенно не справляется, и даже лекарства оплачиваются в больницах через одно место. Как итог - банкротства поставщиков. Мне такого счастья не надо и вам не советую.
А вот город Москва и Московская область - там все четко, как и еще во многих регионах.
4)Деньги из фондов
В основном речь идет о ФОМС(фонд обязательного медицинского страхования) и ФСС (социального страхования). Возможно и Пенсионный Фонд, но не припомню таких контрактов.
Кстати, вскоре будет единый фонд.
Деньги из таких источников до исполнителя доходят по моей практике. Если конечно фонды не разворовали в каком-то регионе.
5)Собственные средства
Это то, что бюджетное учреждение заработало само. В основном это больницы (платные услуги), тюрьмы (реализация продукции). Также может быть и какое-нибудь коммунальное предприятие.
По такому источнику можно проводить закупки и по 44 ФЗ, и по 223 ФЗ.
Что здесь хорошо - легче договариваться по допсоглашениям по ТЗ, или приемке без таких допсоглашений. Понятно, что есть ограничения 44 ФЗ, но неформально можно договориться, контроля меньше.
По расторжению сторон тоже найти общий язык, если что.
Что плохо - если заказчик не принимает товар, на него сложнее воздействовать аргументом об освоении денег к моменту окончания договора.
Он свои тратит, ему нет нужды слить их любой ценой, их у него не отзовут, за них не спросят на уровне выше главы учреждения.
6)Иные источники
Тут есть варианты, в том числе и весьма экзотические.
Пример - пожертвования, международные гранты, неустойки и так далее.
В общем и целом, если деньги федеральные или международные, то можете смело играть. Если внебюджет, неизвестный вам регион или муниципалитет - то проверяйте заказчика по судам по неоплатам.
Продолжение следует на канале "Ленивый коммерсант"!
Также в телеграмме https://t.me/lenivy