Найти тему

Как я послушала маму и научилась решать проблемы с помощью ТРИЗ

Привет, меня зовут Инга, мне 15 лет, недавно я впервые в жизни дала интервью. Рассказываю про лагерь с Матклассом, куда сначала совсем не хотела ехать.

«Я думала, будет нудно...»

Вообще, оказалось, что это целое крутое приключение: сплав по горным речкам и путешествие по Соловецкому архипелагу, в котором изучают математику, историю и теорию решения изобретательских задач. Честно говоря, когда мама предложила мне такой вариант, меня по началу привлек только сплав и то совсем чуть-чуть. Все остальное казалось нудным.

Почему? Ну, во-первых, я не хотела две недели жить вместе с ровесниками, торчать с ними в одной коморке и о чем-то там болтать. В школе, например, я дружу с ребятами постарше, а с одноклассниками так - «привет, пока». Неинтересно мне с ними.

Во-вторых, мне вообще было лень ехать так далеко и надолго. Думала, ну почему я не могу в каникулы дома с планшетом поваляться?

Но мама очень просила, убеждала, рассказывала про Соловецкий архипелаг – красивейшее место на земле. В итоге я решила не спорить: у мамы был нервный год, сложности со здоровьем. В общем, я согласилась, только чтобы её не расстраивать.

По началу я не хотела две недели жить вместе с ровесниками, торчать с ними в одной коморке, о чем-то там болтать. В школе, например, я дружу с ребятами постарше, а с одноклассниками так - «привет, пока». Неинтересно мне с ними.
По началу я не хотела две недели жить вместе с ровесниками, торчать с ними в одной коморке, о чем-то там болтать. В школе, например, я дружу с ребятами постарше, а с одноклассниками так - «привет, пока». Неинтересно мне с ними.

«А оказалось – наоборот!»

И вот, представьте: мы на вокзале, ждем остальных участников. Я зеваю, мечтаю только о том, чтобы забраться на свою полку, достать телефон, зайти в Вконтакт... В итоге в самом поезде я вспомнила про телефон лишь перед сном.

Как только мы оказались в вагоне, пошел позитивный движ: педагоги сразу начали с нас вовлекать. Началось знакомство, игры, какие-то шутки.

Ребята подобрались разного возраста, а ровесников моих оказалось пятеро. И мы как-то сразу сошлись – решали задачи с подковырками, спорили с вожатыми. В общем, за сутки в поезде мы уже были командой.

Ну а на архипелаге все стало немного, как в шоу «Последний герой», только в реале: например, чтобы увидеть белух мы четыре часа катили на велосипедах, часть маршрута – по песку.

Иногда казалось все: сейчас слезу с этого велика и скажу, «никуда больше не поеду». Но смотрела на ребят, на педагогов. Никто не сдавался, и я не хотела. Зато, когда мы добрались куда надо, реально появилось чувство, что я все могу, любые препятствия преодолимы!

На сплаве я поняла: проходя через трудности, люди или сближаются навсегда, или расстаются. Нам повезло: мы с ребятами нашли друг друга, не сразу, но постепенно стали единым звеном, командой
На сплаве я поняла: проходя через трудности, люди или сближаются навсегда, или расстаются. Нам повезло: мы с ребятами нашли друг друга, не сразу, но постепенно стали единым звеном, командой

Я поняла зачем нужны трудности

Сам сплав — это вообще огонь: катамараны, реки, красота. При том, что мы с ребятами уже довольно крепко подружились, плыть единым звеном получилось не сразу. Кто-то нажимал на весла, кто-то ленился, а на катамаранах важно грести синхронно — хочется идти в темпе, не отставать!

Пока мы с новыми друзьями учились всему в процессе, – стали практически, как семья...

И еще, за это время я поняла, что проходя через трудности, люди или сближаются навсегда, или расстаются.

Нам повезло: на сплаве с мы все нашли друг друга: двигались к общей цели, готовили на костре еду, сидели у костра, много болтали – в походе нет мобильной связи, телефон все время пролежал в рюкзаке. Да он там и не нужен.

Мой выбор между задачами и экскурсиями

Если говорить о занятиях на Соловках, то что-то оказалось супер-интересным, что-то не совсем. Например, я не от каждой экскурсии была в восторге. Потому что гиды излагали собственную версию событий. А у меня на многие исторические факты свои взгляды, и вообще, я экскурсии не очень люблю.

Чтобы убедить меня поехать в лагерь, мама рассказывала мне про Соловецкий архипелаг – красивейшее место на земле.
Чтобы убедить меня поехать в лагерь, мама рассказывала мне про Соловецкий архипелаг – красивейшее место на земле.

А вот теория решения изобретательских задач — это нечто! Расшифровка звучит длинно и слишком заумно, а если коротко, то ТРИЗ. По факту, это наука, как выходить сухим из воды, варить кашу из топора. Причем, буквально!

Вообще, ТРИЗ анализирует задачи открытого типа, на которые нельзя однозначно ответить. Например, мы разбирали, как узнать высоту дерева, если нет возможности на него забраться. И мозговым штурмом выяснили!

Потом разбирались почему у белух приплюснутая голова, для чего и как монахи смогли прорыть каналы на острове, почему колокола на Соловках не теряют голос, придумывали 10 вариантов спасения Колобка от Лисы, — и тоже успешно. Главное, что все это дико весело. А по жизни – очень полезно, потому что учит находить решение проблем.

И еще, за это время я поняла, что проходя через трудности, люди или сближаются навсегда, или расстаются.
И еще, за это время я поняла, что проходя через трудности, люди или сближаются навсегда, или расстаются.

Маму я все таки поблагодарила

Помню, когда смена закончилась, все участники обнимались и плакали. Конечно, мы знали, что «найдемся» на других программах Маткласса, договорились созваниваться каждый день, чтобы просто поболтать. Ну и железно решили встретиться еще раз на каникулах, в той же компании, с теми же любимыми педагогами.

Дома я сказала маме огромное спасибо. Если б не она, я бы все каникулы провалялась на кровати с планшетом, не увидела бы край земли, не прошла бы пороги, не узнала бы как варить суп из мидий, не познакомилась бы с отличными ребятами.

Следующим летом я решила взять маму с собой — в Матклассе есть много семейных программ. Мы с ребятами выбрали Приэльбрусье. Нам хотелось новых острых ощущений, не терпелось попробовать решать задачи в горах, поиграть под солнцем в снежки!

Все мои друзья приехали с родителями. И пока мы занимались, взрослые веселились своим коллективом. А вечером все собирались у костра под звездным небом и болтали.

Однажды мы с ребятами устроили взрослым креатив-бой с открытыми задачами, и поняли, что им есть, чему у нас учиться...

 Следующим маршрутом мы с ребятами выбрали Приэльбрусье: нам хотелось новых острых ощущений, не терпелось поиграть под солнцем в снежки!
Следующим маршрутом мы с ребятами выбрали Приэльбрусье: нам хотелось новых острых ощущений, не терпелось поиграть под солнцем в снежки!

Для тех, кто сомневается

Ребятам, которые сомневаются ехать или нет я бы посоветовала обязательно попробовать. Если один раз вырвешься из привычного комфорта, дальше понимаешь где настоящие эмоции.

Мне понравилась свободная атмосфера, все открытые, доброжелательные. Поддерживают, учат решать нестандартные задачи, в этом я сильно прокачалась и стала уверенной. ТРИЗ теперь со мной навсегда, я любую проблему рассматриваю с разных сторон и знаю, что нестандартное решение найдется. Я поняла, что этот навык можно натренировать.

Я научилась не сдаваться и по другому стала понимать людей. Поняла, что поверхностное впечатление о людях бывает ошибочным. На деле человек может оказаться другим.

Набралась новых впечатлений, эмоций, общения. У ребят, с которыми я познакомилась, разные увлечения, они целеустремленные, хотя и подурачиться могут. С умными людьми интересно веселиться и разговаривать обо всем.

Наш следующая точка — Горный Алтай. Собираемся туда той же компаний друзей и опять с родителями.

Ну а что, они нам не помешают: будут дышать чистым воздухом, порыбачат в реке Катунь, поиграют в пинг-понг. А у нас, как всегда, серьезные планы: задачи, квесты, математика на природе. По вечерам — пикники.

Да, будут еще экскурсии, которые я не очень люблю. Но это — мелочь, это можно пережить, потому что будут интересные задачи.

Листайте дальше, чтобы узнать про программу «В лабиринтах наук» на Соловецком архипелаге более подробную информацию.