Есть у меня один уникальный фильм, который я смотрю всегда, когда мне нужно что-то «развидеть», сгладить впечатление от любого дрянного фильма или события, оставившего неприятный осадок в моей душе: «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники».
Это сложный жанр - здесь есть и драма, и приключения, и философия, и юмор. Потрясающие актёры, очень атмосферная Индия, красивая картинка и безумно прекрасный саундтрек - немного классики, много индийской музыки и британский рок 60-х. Честно говоря, саундтрек подобран так ювелирно тонко, что я слушала его отдельно от фильма миллион раз. И даже не перематывала Джо Дассена, которого терпеть не могу с детства, как ненавидят манную кашу, которой кормили насильно через слёзы.
«Поезд на Дарджилинг» - кино не на один раз, настаиваю на этом категорически. Я много раз смотрела его вместе с друзьями, которые впоследствии полюбили этот фильм так же, как я, и могу сказать, что с первого раза он очень мало кому «заходит». Чаще всего это реакция в духе: «Это что сейчас такое было вообще?!» и тут же: «Хочу ещё!».
Можно посмотреть фильм десять раз даже за короткое время, и все десять раз открывать в нём что-то новое: никогда не знаешь заранее, повернётся ли он к тебе в этот раз драмой или комедией, и какое философское открытие потрясёт тебя своей простотой.
Я до сих пор не писала об этом фильме только потому, что мне действительно трудно найти слова, чтобы рассказать о нём - здесь многое на уровне чувств и ощущений, с трудом поддающихся анализу, и какого-то острого оттенка ностальгии, которая у каждого своя.
Честно говоря, мне и сейчас не хватает слов, просто не так давно я посмотрела новый фильм Уэса Андерсона и поняла, что не писала о нём до сих пор совершенно незаслуженно, поэтому теперь исправляюсь.
В мире не слишком много режиссёров-эстетов, фильмы которых можно смотреть уже только за одну «картинку», и Уэс Андерсон в этом мире эстетов - король. Художник с большой буквы.
Каждый кадр любого из его фильмов - настоящее произведение искусства. Любой стоп-кадр можно распечатать и повесить в рамочку на стену - и от этой картины, от этого шедевра вы часами не сможете оторвать глаз. Всё выверено до мелочей: расположение в кадре, цвет, свет… это могут быть целые отрывки в чёрно-белом варианте, и от них бесконечно захватывает дух. Посмотрите любой фильм Андерсона - и вы будете узнавать его работы с одного кадра. Его не спутаешь ни с кем.
И если я хоть чем-то сейчас вас зацепила, я рекомендую всё - от «Поезда на Дарджилинг» до нового фильма «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» (кстати, с Тимоти Шаламе - но в каком новом фильме его нет, включая Don’t look up?))
Андерсон - гений. Он умеет выбирать всё - от актёров (я не перечисляю их только потому, что их всегда очень много, и все - невероятно талантливые) до декораций, от закадрового текста до «случайной» реплики второстепенного персонажа. Так что независимо от того, любите ли вы ушами, глазами или мозгом, вам точно понравятся его фильмы - даже если для вас окажутся важными совершенно другие вещи, не те, что важны для меня…
Смотрите кино с удовольствием и возвращайтесь на мой канал в очередную пятницу - у меня всегда найдётся пара новых идей, что ещё можно посмотреть!