«Атлас профессий будущего» выпустили НИУ ВШЭ и Сбер. Среди пятидесяти новых специализаций – геоаналитик, архитектор мультиоблачных решений, эксперт-техноэти и «менеджер местного сообщества». Тот самый человек, который помогает жителям района и тем, кто там работает, сообща решать общие проблемы. Мы спросили Сергея Кузнецова*, научного сотрудника НИУ «Высшая школа экономики» и одного из авторов курса, что это за специальность и чему там учат.
– «Менеджер соседского сообщества», как утверждает «Атлас», – профессия будущего. Но вы уже учите этому и выдаете удостоверение о повышении квалификации. Когда же официально возникла специализация?
– В 2018-м мы начали подготовку документов для ее внесения в классификатор профессий. В 19-м развернули не только практическую, но и научную работу над направлением «менеджер местного сообщества».
– Что это за сообщество?
– Люди, живущие на определенной территории, сообщество места. А менеджер в этом случае – человек, который не столько управляет, сколько координирует происходящие здесь процессы. Что-то вроде специалиста по работе с населением.
– Но так можно назвать и чиновника местных администраций, и служащих управляющих компаний…
– Мы заходим с другой стороны. Менеджер местного сообщества – это человек, который представляет интересы именно жителей. Он может быть кем угодно – и представителем тех организаций, которые вы перечислили, и сотрудником НКО, которая работает в районе, но при этом очень мало пересекается с организациями жителей. И чиновником, и представителем совета многоквартирного дома, и библиотекарем. Главное – он решает чисто менеджерские задачи. Как, например, собрать людей на какое-то обсуждение. Как его организовать? Что нужно, чтобы провести праздник? Написать письмо в инстанцию?
– А как вы поняли, что на эту профессию есть спрос, что она нужна?
– Дело в том, что у нас от организаций жителей, от старших по домам, от председателей советов домов и ТСЖ, и от тех же общественных советников стали больше требовать именно на профессиональном уровне. И речь уже не шла только о том, что надо взять флажок и за кого-то поагитировать, собрать деньги на консьержа или провести субботник.
– А кто и что требовал?
– Да сама ситуация. И городские службы, которые стали гораздо профессиональнее. И московские электронные сервисы: mos.ru, «Активный гражданин». Они начали требовать от людей действий. При этом горожанам надо было знать, каким законом руководствоваться, на какое постановление ориентироваться, понимать, чем, к примеру, «Жилищник» отличается от Департамента по благоустройству, а капитальный ремонт от текущего. Возникло много разных интересных проектов, в которых можно поучаствовать. И Москва стала активно просить, чтобы люди, работающие в районах, в местных сообществах и организациях, понимали, что происходит.
– То есть это московский заказ?
– Вообще идея федеральная. Сама профессия родилось в стенах Высшей школы экономики, к ней приложил руку факультет Городского и регионального развития и Высшая школа урбанистики. С чего все началось? Мы много лет проводили праздник «Международный день соседей», на котором опробовали многие менеджерские технологии. Вместе с этим мы собрали интересный опыт управляющих компаний и местных администраций. И соединили это с возможностями простых жителей и требованиями законодательства. Так возникло менеджерское сообщество, в том числе понятие «соседский менеджер». Что касается столицы… Москва – наиболее структурированный и понятный регион, здесь все очень четко. Если по всей стране мыслят территориями, то здесь – домами. Один дом, один совет многоквартирного дома, один председатель совета. Он на связи с объединением председателей в районе, главой управы, «Жилищником», ГБУ «Автомобильные дороги» и т.д. Понимает, что вокруг происходит, кто за что отвечает, по каким алгоритмам действовать. Кстати, я сам – председатель многоквартирного дома.
– На сколько часов обучения рассчитана ваша программа?
– 38 часов – это самый популярный вариант. Но на самом деле есть разные форматы – от 16 часов до 250 для людей, желающих погрузиться в тему серьезно. В первую очередь программа несет в себе менеджерский заряд, учит быть координатором на своей территории. Ориентироваться: что это за территория, кто на ней живет и работает, кто глава, какая управляющая компания и ответственный за благоустройство и дороги. Главное – как вся эта система функционирует. И, конечно, надо уметь взаимодействовать с жителями, организовывать мероприятия.
– Кто идет учиться по вашей программе?
– Совершенно разные люди. Это может быть директор школы. Или заведующий библиотеки. Представитель совета дома, или ТОСа. Может быть человек из управляющей компании или чиновник администрации.
– Люди сами идут к вам учиться? Или московские власти подталкивают их получать это образование?
– «Менеджер соседского сообщества» пока не входит в перечень обязательных программ для специалистов городского и районного уровней. Но это уже рекомендуемая программа. У нас за эти годы прошли обучение более 2000 человек. Это были и семинары, и курсы. Есть разные интересные варианты программы. Например, программа для совета многоквартирного дома. Или программа, ориентированная к своей работе на некоммерческие организации. Ведь они, вместо того, чтобы привлекать к своей работе соседское сообщество, действуют изолированно и параллельно с ним. Ну самый простой пример: сбор гуманитарной помощи. НКО пока не идут в дома, к активу, пользуясь старыми, понятными технологиями. Наша задача, в том числе, показать: вот есть и эта поляна, и ее можно использовать для важных сборов и проектов. Или, например, сегодня бизнес попал в трудную ситуацию. Но никому не приходит в голову прийти в дом, познакомиться с председателем совета дома, рассматривать его как корпоративного клиента, давая скидки жильцам.
При этом мы не решаем конкретные вопросы конкретного двора за его жителей. Но знаем, как это решается в других регионах и в других районах Москвы. Мы превращаем это в набор методических материалов, что называется, «бери и делай». Все это есть в виде семинаров, курсов, книжки, статей. Выбирайте себе тот формат, который нужен и действуйте. А мы будем рядом и поможем.
– А кто платит за курсы? Это муниципальные деньги или личные?
– Большая часть – это личные средства. Люди готовы платить, потому что видят практический результат от обучения и понимают, где они смогут применить полученные знания. А еще потому, что по итогу обучения выдается удостоверение о повышении квалификации. Если его приложить к портфолио, это повышает шансы на получение грантов, субсидий и другой поддержки. Бюджетник может провести это как переаттестацию и, соответственно, повысить зарплату, перейти на новый уровень и так далее. Есть так же корпоративные заказы – от организаций жителей, ассоциаций советов домов, ТОС, от крупных коммерческих компаний-застройщиков, от администраций. Были заказы и от столицы, и из регионов.
– Вы сказали, что примерно 2000 человек прослушали вашу программу. Вы отслеживаете, куда пошли эти люди, как они употребили знания?
– Да, мы стараемся это делать. Я могу точно сказать, что очень многие стали по-другому относиться к соседям, к своим домам и дворам. Люди начали участвовать в разных проектах и эффективно в них работать. Это и «Комфортная городская среда», и программы благоустройства, и грантовые, президентские или региональные программы. Многие НКО с интересом взглянули на соседские взаимоотношения, и, конечно, большое количество чиновников стали смотреть на работу с жителями на своей подведомственной территории по-новому.
– Принимают ли люди, прошедшие у вас обучение, участие в программах «Соучаствующего проектирования»?
– Конечно. Но я не буду лукавить и не скажу, сколько именно людей участвуют в том или ином проекте. То, что они стали более активны и заинтересованы, это безусловно. То, что они участвуют и в проектировании, и в изменении своей территории, совершенно точно. Но вопрос: была ли это программа «Соучаствующего проектировании» или они занимались благоустройством или реновацией, а, может быть, принимали участие в другом московском проекте? Вот здесь я затруднюсь сказать, потому что они участвовали и в том, и в другом, и в третьем. Наиболее активные районы в столице – это Теплый стан, Мещанка, Филевский парк. Или, например, район Ховрино. Там в числе других есть территория, которая принадлежит Минобороны. Они там по сути занимаются соучаствующим проектированием. Но де-юре, что называется, они не в проекте.
– Какой первые шаги к тому, чтобы люди могли договориться?
– Этих шага два. Во-первых, оглянуться и понять, где ты живешь и кто вокруг тебя. А во-вторых, протянуть руку и сказать: здравствуйте.
Добрососедство – это не попросить соль или двадцать раз обняться. Это именно внимание к тем, кто рядом. Да, мы мыслим своей собственностью, своей квартирой. Но не надо забывать, что наша квартира – одна из многих, которые есть в этом же доме. Есть вещи общие для всех. Стояк отопления. Канализация. Вода. Мы даже ближе друг к другу, чем это кажется. И нам надо управлять своей территорией, как от нас этого требует жилищный кодекс. А значит, нужно хотя бы быть знакомыми, а лучше дружить. Для тех, кто готов сделать следующий шаг, можно организовать, например, «День соседей». Причем, есть международный «День соседей» – он в конце мая. И есть многочисленные соседские праздники или чаепития, они проходят по всей России в течение всего года и называются уже почти всегда одинаково – Днями соседей. Мы готовы всем помогать и участвовать в решении вопросов. Вот только сейчас, перед нашим разговором, звонили с Преображенки. Они хотят организовать у себя соседский праздник и спрашивали у нас консультации. Там уже есть идея праздника, а они хотели посоветоваться с нами по менеджерским моментам. Куда обратиться за оформлением, как взаимодействовать с администрацией.
Словосочетание «добрые соседи» уже вошло в оборот. И мэр Москвы во время пандемии начал говорить о том, что надо помогать соседям. А еще, начиная с 18-го года, во многих законодательных актах, и федеральных, и московских муниципальных документах, стало появляться слово «соседи». А раньше-то были жильцы. Раньше были домовые чаты, сейчас соседские. Все меняется. Даже на словах.
***
*Сергей Кузнецов – кандидат политических наук, научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики». Автор тренингов по местному самоуправлению, работе организаций жителей и добрососедству. Соавтор курса дополнительного профессионального образования «Менеджер местного сообщества». Заместитель директора университета ТОС. Руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи». Федеральный координатор ежегодной всероссийской акции «Международный день соседей».
----------------------------------------
Читайте также: