Найти тему
Про Мой Район

Старомосковский фастфуд: какая «уличная» еда была у москвичей до Макдоналдса?

Оглавление

А вы знали, что фастфуд – он же быстрый перекус – в России существовал всегда? Да еще имел ярко выраженный национальный характер… Какой? Хлебный!

Калачи, сайки, баранки, блины, пироги, расстегаи и кулебяки – все это та самая уличная еда, которую мог купить любой оголодавший гимназист, мастеровой или курсистка. Калачи, например, упоминаются еще в «Домострое». Они специально пеклись с ручкой, что делало их похожими на замок: продавец мог нанизать на большую палку много калачей и так носить их по улице. А баранки собирали на веревку – опять-таки для удобства транспортировки. Пирожки продавали с лотка, укрытого стеганым одеяльцем. Блины выносили стопкой, рядом с которой находилась банка с сахаром и кувшинчик с маслом. Но обо всем по порядку.

Репродукция: Борис Кустодиев, «Булочник»
Репродукция: Борис Кустодиев, «Булочник»

Калачи

В Москве славились Филипповские калачи, ноздреватые, пышные, горячие. Судя по тому, что выражения «калашный ряд» и «тертый калач» прочно вошли в наш словарь, именно калачи занимали первую строчку в рейтинге быстрой еды в России до революции. Кстати, тертый – значит, вымешанный на льду. Это гарантировало калачу ноздреватую легкую мякушку.

Сайки

Пышные продолговатые булочки пришли к нам из Прибалтики достаточно поздно, лишь в конце 17 века. Но прижились – во многом благодаря тому же Филиппову, который на приеме у генерал-губернатора не побрезговал съесть таракана, случайно запеченного в тесте. Объяснил: «Изюм!». Так родился новый рецепт.

Кулебяка

Блины были универсальной уличной едой всегда и во всех странах. Тут мы не оригинальны. А вот кулебяка – наше все. Этот пирог с разными начинками известен, по некоторым данным, с 12 века! Что только не клали в кулебяку: мясо всех сортов, капусту, гречку, яйца, рыбу, грибы, лук, визигу... Самый простой вариант – два слоя, классический – четыре. Но в знаменитом трактире Тестова на нынешней Театральной площади умели делать и в двенадцать слоев. Правда, это чудо кулинарного искусства надо было заказывать за сутки, и быстрой едой ее точно не назовешь.

Репродукция: Петр Кончаловский, «Хлебы на синем»
Репродукция: Петр Кончаловский, «Хлебы на синем»

Пирожки и пироги

Самый сомнительный и дешевый продукт – пойди пойми, из чего начинка. Хрестоматийные «пирожки с котятами» тоже ведь не просто так появились. Если в расстегаи рыбу клали кусками, то в пироги и пирожки – требуху и визигу. Первое – это субпродукты, все эти печенки, сердца, желудки. Второе – хорда осетровых рыб. Ее выдергивали из позвоночника, как шнурок, сушили. При варке в воде визига сильно разбухала, ее мелко рубили и использовали для начинок. В защиту стоит сказать, что эксперты по питанию считают визигу кладезем витаминов и микроэлементов. Правда, наши предки об этом вряд ли знали.

А еще интересно...

Предлагали разносчики на улицах Москвы и сытные гречневики – пирамидки из гречневой муки, которые разрезали пополам и макали в постное масло с приправами – руками и без салфеток. Санитарные нормы были те еще, попросту говоря, отсутствовали. Поэтому и калачи съедали не до конца – скобку, за которую их держали (как правило грязными руками), выбрасывали. Но были и те, кто от голода «доходил до ручки», то есть съедал вкусную, но грязную дужку.

Впрочем, не калачом единым. На улице можно было купить щей, съесть кусок мяса, выпить горячего сбитня. Вот как описывает писатель, купец, благотворитель и путешественник Иван Слонов «столичный фаст-фуд» в книге «Из жизни торговой Москвы»:

Среди публики по рядам ходили многочисленные разносчики, носившие на головах в длинных лотках, покрытых теплым одеялом, жареную телятину, ветчину, сосиски, пироги, сайки и прочее. При этом все разносчики на разные голоса выкрикивали названия своих товаров... Затем были еще интересные типы рядских поваров. Они носили в одной руке большой глиняный горшок со щами, завернутыми в теплое одеяло, в другой — корзину с мисками, деревянными ложками и черным хлебом. Миска горячих щей с мясом стоила 10 копеек.

Цены и правда были божеские. Их регулированием занялся еще в 1626 году царь Михаил Федорович. Он издал указ «О хлебном и калачном весе» и утвердил порядок установления цен.

Поставьте «лайк», если вам понравилась статья, и подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе районных новостей Москвы!

-------------------------------------------

Вам также может быть интересно: