Найти в Дзене
Darkside.ru

Ричи Блэкмор: «Единственный способ стать хорошим гитаристом — это копировать»

В рамках интервью, которое Ричи Блэкмор дал Мартину К. Веббу в 1973 году, он рассказал о секретах своего мастерства и отношении к гастролям. Выдержки из беседы приведены ниже.

Как давно вы играете на гитаре?

«Около четырнадцати лет».

Вы когда-нибудь брали уроки?

«Я брал уроки классической игры в течение года. Это помогло, потому что я научился использовать мизинец. Многие блюзовые гитаристы играют только тремя пальцами, и поэтому они не могут понять некоторые движения, которые требуют использования мизинца. Классическое обучение хорошо помогает в этом».

Помимо того, что вы научились использовать мизинец, повлияло ли классическое обучение на вашу игру каким-либо иным образом?

«Я бы сказал, что больше всего это проявляется в музыке, которую я сочиняю. Например, последовательность аккордов в "Highway Star" — соло Bm, Db, C, G — это баховская прогрессия. Другими словами, классическое влияние всегда присутствует в той или иной степени, но я не так часто намеренно использую его. Я играю много одиночных нот, а это не классика».

Как вы оцениваете Стива Хау (Yes) в плане внедрения почти строгих классических стилей в рок-контекст?

«Он очень хорош в этом. Я помню его с давних времён, и он всегда был хорош. Но он не из тех гитаристов, которых я могу слушать. Он очень хорош в проигрышах, но мне не очень нравится такой тип игры».

Когда вы только начинали, на вас кто-то особенно повлиял?

«В то время все остальные копировали Хэнка Б. Марвина и Shadows. Вначале Дуэйн Эдди был моим любимцем. Я также увлекался Джеймсом Бёртоном и Скотти Муром. Большое влияние оказал Большой Джим Салливан. Сейчас он играет с Томом Джонсом. Он очень хорош, но Том Джонс его уделывает. Большой Джим жил практически по соседству со мной. Он играл всего два года, но сразу же стал лучшим гитаристом в Англии. Я думал, что у меня всё в порядке и я неплохо учусь, пока не увидел его. Я даже не мог понять, что он делает. Поэтому я сидел у него на пороге и ждал. Когда он выходил, я спрашивал, можно ли мне войти. Он научил меня многим приёмам. Я думаю, ему немного надоедало, что я там торчал. Но когда ты рядом с кем-то настолько хорошим, твои собственные стандарты повышаются. Это избавляет тебя от многих проб и ошибок».

Вы когда-нибудь работали на сессиях звукозаписи?

«Да, когда мне было около семнадцати. Часть работы была скучной, но кое-что было и интересным. Работа на сессиях делает тебя более требовательным. Ты не можешь извлекать ноты как попало. Ты должен сделать так, чтобы каждая из них была действительно значимой. Когда ты записываешься и не очень чисто играешь, это звучит как каша. Ты можешь думать, что на сцене звучишь потрясающе, но когда слышишь себя в записи, чаще всего это просто катастрофа. Если ты можешь хорошо играть в студии, то сможешь хорошо играть и на сцене».

Когда вы играете вживую, придерживаетесь ли вы своих записанных соло?

«Я стараюсь. К сожалению, единственное, что я могу вспомнить, это "Highway Star". Я никогда не могу вспомнить, что я делаю, даже в студии».

Что влияет на качество ваших выступлений?

«На некоторых выступлениях я чувствую, что могу всё. Иногда я чувствую себя подавленным. Всё зависит от того, что я чувствую. Если я выхожу на сцену и думаю: "Этот парень в первом ряду считает меня идиотом. Он думает, что я не умею играть на гитаре", я замираю. Но если хотя бы один человек скажет: "Ты великолепен", я по-настоящему включаюсь в игру. Если я слышу, как кто-то говорит что-то вроде: "Этот парень бесполезен, я не останусь смотреть", это не приносит мне никакой пользы».

Когда вы играете лучше всего?

«На самом деле лучше всего я могу играть, если у нас джем-сейшн. То, что мы делаем на сцене, всегда практически одно и то же, поэтому я люблю джемовать время от времени, чтобы быть в форме. Лучше всего я сыграл в этом году перед Рождеством на джеме в Гамбурге, Германия, с несколькими моими друзьями, которые не очень хорошо играют. Мне показалось, что я играл великолепно, потому что я не перескакивал с одного на другое. Я просто стоял там с маленькими усилителями».

Вам нравится гастролировать?

«Если ты гастролируешь всего пару лет, то это нормально. Но когда ты занимаешься этим около десяти лет, как я, то в конце концов возникает ощущение, что ты всё время кого-то или чего-то ждёшь. Тебе хочется просто прийти, отыграть несколько часов, а потом пойти домой. Весь день проходит в напряжении. Ты встаёшь и ждёшь в каком-то дурацком аэропорту какого-то дурацкого самолета, который всегда опаздывает. Это как пойти служить в армию. Ты прощаешься со всеми и говоришь: "Увидимся снова через три месяца", а возвращаешься физически разбитым».

Помогает ли начинающему гитаристу выработать индивидуальный стиль прослушивание соло, исполненных на других инструментах, кроме гитары?

«Прослушивание как можно большего количества гитарных соло — лучший метод для тех, кто только начинает. Но и соло на саксофоне могут быть полезны. Они интересны тем, что все они состоят из отдельных нот и поэтому могут быть повторены на гитаре. Если вы можете скопировать соло саксофона, вы играете очень хорошо, потому что средний саксофонист может играть намного лучше, чем средний гитарист. Джимми Пейдж говорит, что слушает фортепианные соло. Но я не понимаю, как это помогает, потому что пианист может играть примерно в десять раз быстрее гитариста».

Какой совет вы бы дали человеку, который хочет стать хорошим рок-гитаристом?

«Я бы сказал: "Купите хорошую гитару и хороший учебник". На самом деле единственный способ стать хорошим гитаристом — если только вы не гений — это копировать. Вы никогда не придумаете свою собственную технику, пока не скопируете.
Это самое лучшее. Просто воруйте у других».