В религиозной прессе порой утверждают, что христианину не к лицу заботиться о себе — своём здоровье, материальном процветании, удовольствиях. Всё, что ему остаётся — скорбь о своих недостатках и болезни во искупление грехов.
Подобные высказывания есть и у святых старцев. Но стоит вспомнить, что святые смотрели на жизнь со своей колокольни — затворников и аскетов. Они предъявляли к себе строгие требования и того же ждали от мирян. Но истиной в последней инстанции для нас является Бог.
Как Христос относился к здоровью?
Из Евангелия известно, что Сын Божий не только проповедовал, но и исцелял, что для простых людей являлось доказательством его чудесного происхождения. Слепые, прокаженные, душевнобольные взывали к нему и получали доброе здравие.
Заметим, Христос никому из прибегающих к нему больных не говорил: «Ступай, пострадай ещё для спасения души». Он просто излечивал одним словом, одним прикосновением.
Болезни человека — результат повреждения его природы первородным грехом. Этот грех мы должны преодолевать не только в духовном, но и в телесном смысле, выздоравливая. Конечно, без магических экспериментов над собой, а с помощью медицины и веры. Ведь одно из имён Бога — Целитель, и это относится не только к душе. «Я Господь, Целитель твой» (Исх. 15, 26).
Наслаждение, но не саморазрушение
Способность испытывать удовольствия дана Богом, значит, в них нет греха, пока они не превращаются в маниакальную страсть. А страсть в свою очередь разрушает душу и тело.
Недавно умерла дочь моей знакомой. Женщина тридцати шести лет погибла от рака печени. Обычно она сидела за компьютером с бутылкой пива. Это казалось ей счастьем. У новопреставленной остались дочь и муж, достойный человек. Я решила посмотреть блог этой дамы, чтобы понять — чем так привязал её интернет? Возможно, там сохранились её философские размышления? Дневник духовной жизни? Меня постигло разочарование — несчастная не написала ни одной собственной фразы. По большей части делала глупые перепосты из дамских сообществ.
Для кого-то удовольствие заключается в новых знаниях, в высоком искусстве, в странствиях, в любви к близким. Но если ты пьянствуешь и сутками читаешь чушь, это издевательство над рассудком и организмом.
Заповедь «Не убий» относится и к вредным привычкам, которыми человек приближает свою собственную смерть. Недаром умерший от пьянства приравнивается к самоубийце.
Для христианина неприемлем эгоизм, но естественна забота о себе. Ведь тело — вместилище души. Для того ли оно создано Творцом, чтобы влачиться в грязи, в небрежении? Богу угодна наша забота о собственном здоровье.