Найти в Дзене
Библиомания

Когда мы закончили "окать" и начали "акать". И почему?..

Помните, как Манька Облигация уточняет у Жеглова правописание своей "фамилии"?

А ведь этого эпизода могло бы и не быть. Потому что древние москвичи, равно как и жители Великого Новгорода, "окали".

Вот что пишет историк И. Данилевский:

... первоначально население Москвы, судя по всему, придерживалось окающего произношения. Например, в духовной грамоте Ивана Калиты мы встречаем написания Офонасей, Остафьево и др. В памятниках же более позднего времени уже отражается аканье. Впервые оно встречается в записи с похвалою князю Ивану Калите на Сийском Евангелии 1340 г, в котором читаем: "в земле апустевшии". В XV и особенно XVI в. аканье становится господствующей чертой московского произношения.

Окают и сейчас, конечно.

Бабушка моя из акающего большинства, но у нее есть интересное присловье — "посидим, поокаем". То есть "окать" — это, выходит, ни больше ни меньше синоним самого понятия "разговаривать". Вот что это? Из какой тьмы веков?

Итак, отправная точка Манькиных страданий известна.

Но почему все-таки произошла эта замена?..

А это вопрос риторический. Если бы я собиралась в статье дать ответ, тогда не ставила бы в конце вопросительный знак.

Я могу только повздыхать, что мы этого не знаем и вряд ли узнаем.

Язык — вещь иррациональная. Вот уже мы готовим вылазку на Марс, но может ли кто-то объяснить, почему оканье проиграло аканью, образовав разрыв между графическим и фонетическим обликом слова? Ведь раньше было удобнее, логичнее, а время, проведенное школьниками за берестяными тетрадками, чуть безоблачнее?

Почему вообще началась битва двух гласных? И почему в итоге "о" капитулировало? Каковы причины этого разгромного Ватерлоо?

Вопросы без ответов.

Язык — великая тайна, живущая как-то сама по себе. И пусть мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, с победившей фонетической моделью справиться никто не в силах.

Мы регулярно выплачиваем ей контрибуцию всеми этими "каровами" и "акарачками", которые без устали штампуют школяры и мигранты.

Такие дела. Марсианские яблони кажутся доступнее, чем ответ на вопрос, почему мы столько времени летали по орбите буквы "о", а потом вдруг перестали...

P.S. Слева на обложке поста губернатор с супругой из фильма "Пелагия и белый бульдог", они как раз "окают". Родись Манька в той губернии, она бы не запуталась в слове "облигация".