Найти тему
Священник Игорь Сильченков

Молитва мирянина. Непрестанная молитва крестьянки.

Оглавление

У духовных людей на лице всегда отражается какая-то неземная красота. В случае с монахами это видно невооруженным глазом. Их сияющие светом лица, кроткие, но твердые и убедительные слова — плод трудов всей жизни — создают такое впечатление, что они сошли со страниц патерика или житий святых. Строгие посты, продолжительные бдения и всецелое предание себя в руки Божии изгладили в них всякий след эгоизма и гордыни.

Радость, которую испытываешь при встрече с таким человеком, не сравнима ни с чем. Но как же и нам стяжать чувство присутствия Божия?

Вот, что говорит об этом святой Василий Великий.

Чтобы стяжать непрестанную молитву, нам надо действовать так. Скажем, ты проснулся утром. Пусть ум твой вознесет молитву к Богу и скажет: «Благодарю Тебя, Боже, что даровал мне еще один день». Потому что ты мог умереть. Ведь столько людей ложится вечером, а на другой день не просыпается.

Когда умываешься утром, говори: «Благодарю Тебя, Господи, что дал мне это удивительное вещество — воду, которая очищает меня и благотворна для здоровья людей». Когда одеваешься, пусть ум твой снова вознесет помысл к Богу: «Благодарю, Тебя, Господи, за эту одежду, покрывающую наготу моего тела от непогоды». И так во всем, что делаешь, у тебя образуется непрестанная молитва. Этот образ жительства доступен для обычного человека.

Однажды послушник спросил святого Максима Исповедника: «Отче, как можно молиться непрестанно, когда каждый день надо работать, ходить туда-сюда, и ум твой рассеивается на дела, которые ты делаешь?» Святой Максим ответил ученику: «Бог не повелевает человеку того, что для него невозможно».

Стяжание непрестанной молитвы достигается любовью, воздержанием, вознесением ума к Богу и духовным размышлением

Апостол Павел тоже проповедует делание непрестанной молитвы. Стяжание этого состояния непрестанной молитвы достигается любовью, воздержанием, вознесением ума к Богу и духовным размышлением. У кого это есть, у того есть непрестанная молитва. Эти требования создают в душе определенный настрой, потому что благодаря любви ты пребываешь в хороших отношениях, прежде всего, с Богом, и затем — со всем миром. Прежде всего, с Богом, потому что любовь к Богу — величайшая евангельская заповедь. Воздержанием ты вносишь порядок в свою телесную жизнь, потому что без дисциплины тело не способствует духовному росту. Духовным размышлением ум возвышается к своему Творцу, и, делая это, вступает в постоянную связь с Вышним. Это и есть непрестанная молитва.

Молитва — это «беседа между двумя личностями, стоящими друг перед другом»

Как говорят святые отцы, молитва — это вознесение ума к его Богу, или, как утверждает святой Иоанн Дамаскин, беседа человека с Богом.

Анализируя это определение молитвы, мы можем спросить себя: а что значит диалог между нами и Богом?

Это беседа между двумя личностями. Молитва, которую мы совершаем, предполагает это присутствие. Все наши молитвы обращаются к другой Личности в единственном числе: «Царю Небесный, везде сущий… Приди и вселися в нас».

То есть мы обращаемся к Лицу, присутствующему здесь. «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое…». Так же и к Пресвятой Богородице: «Радуйся, благодатная Марие». Мы не говорим: «Да радуется Дева». Или к святым: «Преподобне отче, моли Бога о нас». Адресаты этих молитв — личности, присутствующие здесь, с нами, пускай и невидимым образом.

Таким образом, все молитвы, которые мы произносим, основаны на том убеждении, что они обращены не к каким-то отсутствующим личностям, а к таким, которые слышат нас, находясь перед нами, хотя на молитве мы и не видим плотскими очами их присутствия, которое является духовным.

В случае этого диалога, в которой одна личность соприсутствует другой, обязательно, чтобы человек был внимателен к той личности, к которой обращается.

Когда ты разговариваешь с кем-нибудь, ты внимаешь тому, что он говорит, и отвечаешь на послание, которое шлет тебе собеседник. Ты не думаешь о чем-то другом, не смотришь в другую сторону. Таким должно быть и чувство, душевное состояние того, кто молится. Когда тебя в другом что-то интересует, когда ты умоляешь его о чем-то, когда ты просишь у него что-то или что-то ему рассказываешь, у тебя создается особое душевное состояние, которое передается и собеседнику.

Насколько же более это важно в случае молитвы, которая является диалогом не с каким-нибудь человеком, а с Богом, Его святыми, Матерью Божией.

Святые отцы наставляют нас в этом отношении так: «Будь внимателен, когда говоришь с Богом, проникайся чувством, что стоишь пред Ним». Когда находишься перед лицом Небесного Царя, Бога, или святых, нельзя быть равнодушным, бесчувственным. То, что ты говоришь Богу, должно сначала пройти через твой ум и душу.

Когда находишься перед лицом Бога или святых, нельзя быть равнодушным, бесчувственным.

Молитва, чтобы быть принятой, должна быть вознесена с пониманием и чувством. Молитва, произносимая одними устами, — не молитва, а грех. Святой Симеон Новый Богослов об этом и говорит, когда пишет: «Великий грех — молиться Богу с бесчувствием». Это глумление. Лучше не молиться совсем. Если ты не молишься, ты виноват в том, что не совершил молитву к Богу, если же совершаешь молитву с бесчувствием, равнодушием, — ты виноват в непочтении к Богу.

Метод, предложенный Василием Великим, доступен и подходит для современных людей. Т

Как-то ученик спросил отшельника: «Как монаху пребывать в своей келлии?» Ответ был таким: «Что бы он ни делал и о чем бы ни думал, да будет совершенно уверен, что он стоит пред лицем Божиим». Без этой мысли спастись ты не можешь.

И обычному человеку, и монаху, если у него нет сознания того, что он всегда находится пред Богом, до спасения далеко. Без этого какие угодно духовные подвиги — пост, поклоны — не стоят ничего. То есть в уме и сердце надо всегда иметь ощущение присутствия Божия.

Когда тебя терзают страсти, и враг наводит воспоминания о греховных помыслах, когда человек живет распутно, когда он находится в ссоре или вражде с кем-нибудь, помыслы ненависти и мести не дадут ему покоя. Если человек совершает беззакония, крадет, бьет или совершает другое зло, тогда его ум занят грехами, и он не может видеть Бога. Для него уже не существует Чьего-то присутствия, не существует ничего.

Непрестанная молитва крестьянки.

Старец Паисий Олару
Старец Паисий Олару

Случай с таким присутствием привел в пример отец Паисий (Олару).

К его святости пришла исповедоваться одна женщина. Она спросила его: «Батюшка, что будет со мной, спасусь ли я? Я не много молитв знаю наизусть, потому что меня не водили в школу, и я не умею читать». Батюшка спросил ее: «И ты не молишься?» — на что она ответила: «Молюсь, как же не молиться». — «И как же ты молишься?» — «А вот как молюсь. Когда подметаю дом, говорю себе в уме: ‟Господи, очисти мою душу, как я вычищаю мусор из дома”. Когда стираю белье, опять говорю: ‟Омой, Господи, черноту грехов в моем сердце, чтобы оно было красивым, как чистое и выстиранное белье”. И что бы ни делала, говорю подобные слова». В конце она спросила его: «Отче, хороша ли такая молитва?» — и отец Паисий сказал ей так: «Отныне только так и молись всю жизнь!» Женщина, сама того не зная, применила метод святого Василия Великого.