Делюсь размышлениями и наблюдениями за собственными детьми.
1. Отвержение происходящего (полное или частичное).
Пока я писала эту статью мне попалась книга: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., Теревинф, 2005. (Особый ребенок). 224 с. Из нее я узнала, что отвержение мира свойственно не всем аутистам. Если коротко, то там приведена классификация детей с РАС по 4 группам в зависимости от степени их контактности с окружающей средой и от форм защиты и аутостимуляции. Порадовало, что из одной группы при благоприятных обстоятельствах можно перейти в другую. Поэтому данная статья может оказаться полезной для родителей любой группы.
Первый пункт моей статьи касается первой (полная отрешенность от происходящего) и второй (активное отвержение происходящего) групп.
Мой сын с атипичным аутизмом долго не жаловался ни на что во время болезней. Для него было характерно отвержение окружающего мира: не вижу — не слышу — не говорю…Мы даже его почти не наказывали, потому что особо было не за что и проступки были незначительны и тем, что вокруг он почти не интересовался. Цвета, формы, числа — зачем их изучать, если краски, карандаши, конструктор можно использовать и без этого знания? Отстраненность сына была чрезмерной и могла привести к непоправимой беде (его собственной преждевременной смерти, инвалидности по слуху или зрению, неоказанию своевременной помощи тому, кто пострадал рядом).
В возрасте около полутора лет сын захлебнулся от резкого наплыва соплей. При этом он не стал ни мычать, ни еще как-то шуметь, чтобы привлечь внимание. Он тихо лежал в кровати и задыхался с отстраненным выражением лица. Кошмар любого родителя. По счастью, я почти уснувшая в кресле у его кроватки, вовремя открыла глаза. После похожего эпизода в садике он попал в больницу. Несколько болезненных уколов, от которых воем выли все дети в палате, сподвигли его к пониманию, что сюда попадать больше не стоит. Ему стало понятно, почему надо прислушиваться к собственным ощущениям, сообщать о происходящих в теле изменениях родителям еще дома.
С тех пор сын постепенно осваивает принцип «услышь, узри, скажи». Очень постепенно. Проверки носа, ушей, горла, температуры проводим регулярно. Периодически беседуем на тему что такое «нездоровье», «плохое самочувствие», почему, когда, как и какие сигналы надо подавать, зачем запоминать свои лекарства и напоминать о их приеме. До сих пор приходится следить за тем, чтобы не забывал высмаркиваться.
2. Захваченность собственными переживаниями в сочетании с импульсивностью и моторной неловкостью.
Есть аутисты, которые грациозны и ловки в своих движениях, но мои дети не такие. Второй пункт моей статьи касается тех детей с РАС, у которых диагностирован СДВГ или имеется моторная неловкость. Это могут быть аутисты разных групп. Применительно к указанной выше книге этот пункт можно соотнести с третьей и четвертой группами аутизма.
Многие в детстве читали про человека рассеянного с улицы Бассейной. У аутистов с СДВГ есть риск не просто не уехать с вокзала, а травмироваться, получить ОРВИ или еще какое-нибудь приключение просто выйдя из дома. Погруженность в себя, увлеченность каким-то процессом в сочетании с импульсивностью существенно повышает риск травматизма, переохлаждения, перегрева и прочих неприятностей.
Мои дети могут падать неожиданно, на ровном месте, ловить предмет на свои конечности неправильно, не замечать глубину луж и ям, не реагировать вовремя на изменение условий окружающей среды. Привычка пожевывать несъедобные предметы в процессе выполнения заданий может привести к проблемам с пищеварением и дыханием. Речь идет не только о карандашах и ручках — это могут быть самые разнообразные предметы даже в школьном возрасте.
Вот только несколько примеров из жизни одного и того же ребенка:
- «Нападение пенька». Летом сын засмотрелся на пенек, резко рванул к нему, чтобы...уже не важно, чтобы что...не удержал равновесие и вот она — нога в крови.
- «Нападение лужи». В солнечный весенний день сын пришел весь грязный и мокрый. С пакета с учебниками и тетрадями текла грязная вода. Он не смог обойти гигантскую лужу, подскользнулся, «а потом она сама напала и я упал, только рубашку удалось спасти».
- «Не глядя под ноги». Однажды осенью мы с сыном шли далеко от дома и он, будучи уже школьником, увлекся рассказом так, что остановился посередине длинной глубокой лужи только после моего окрика и такой: «Ой!». Ботинки были уже полны воды со льдом.
- «Не глядя по сторонам». Зимой сын шел и чем-то привлек внимание бродячей собаки (он может при ходьбе размахивать пакетом), и она, проследив за ним, напала сзади. Хорошо, что тогда его отбила какая-то женщина с тяжелой сумкой.
- «Доигрался». Сын так «удачно» поймал мячик на уроке физкультуры на 1 апреля, что потом неделю ходил с гипсом на руке.
3. Стереотипное мышление и переоценка своего контроля над ситуацией в сочетании с повышенной тревожностью.
Все мы слышали анекдот про стакан воды: для оптимиста стакан наполовину полон, для пессимиста — наполовину пуст. Дети с РАС не просто склонны к пессимистичной оценке текущей ситуации, они склонны предполагать возможность свершения плохих событий, когда явных предпосылок к этому нет. Иными словами, у них повышена тревожность.
Однажды на первое сентября я приготовила сыну сюрприз — испекла сладких оладушек и оставила на столе с запиской, так как мне надо было отлучиться из дома до его возвращения. Сын интерпретировал находку как то, что с мамой что-то случилось и стал звонить мне и выяснять, жива ли я, не собираюсь ли я умереть в ближайшее время или попасть в больницу. Сразу отмечу, что за всю жизнь сын на поминках был только один раз и без меня: за год-два до этого в какой-то столовой, где вспоминали дальнего родственника, умершего в результате давней болезни. С чего вдруг любимый десерт на праздник превратился в поминальное блюдо осталось для меня загадкой. Видимо, какой-то случайный образ запечатлелся крепко в памяти.
При стереотипности в мышлении роковая случайность может приобрести статус закономерности, которая приведет к фобии, расстройству пищевого поведения, задержке развития навыка.
Дети с РАС сопротивляются изменениям и нововведениям, не понимая, что при несовершении тех или иных действий (расширение рациона, освоение нового навыка) они рискуют не получить необходимых ресурсов для своего физического и интеллектуального развития. Этот вред серьезнее, чем недопущение неприятных ощущений от нового вида еды или занятия. Но вместо предпочтения наилучшего варианта для своего развития дети с РАС предпочитают не рисковать вовсе и оказываются в пролете.
Фобии вылезают в самый неожиданный момент и не дают детям влиться в коллектив полностью, становятся поводом для издевательств. Недавно у сына был выпускной, и на мероприятии дети фотографировались с огромным живым тараканом на ладошке. Сын панически боится насекомых. Из еды на выпускном была только пицца, которую сын не ест ни в каком виде. От участия в мероприятии его удалось отговорить из-за пиццы, а таракан стал неприятным сюрпризом.
4. Слишком сильное (невротическое и психотическое) реагирование на стимулы извне.
Тики, истерики, бруксизм, поллакиурия, энурез, нейродермит, частые носовые кровотечения, очаговая алопеция, судороги, аутоагрессия и так далее — это мы тоже проходили. Психотические эпизоды были связаны с перевозбуждением и быстрым истощением психики. Они опасны тем, что ребенок теряет адекватность и совершает отчаянные, опасные для жизни поступки, может травмироваться и/или сорвать голос.
Из синдромов нервы нам попортил судорожный синдром. Но недолго. У маленьких детей высокая судорожная готовность, особенно при ОРВИ. С возрастом она уменьшается. Но судороги при невысокой температуре могут оказаться «первым звонком» эпилепсии. Если судороги случились и случились неоднократно, то нужно обязательно проконсультироваться у невролога и тщательно ему все описать: возраст, какая была температура, что могло вызвать судороги, сколько по времени это длилось, какие они были, была ли утрата сознания, сделать ЭЭГ (и желательно не 15 минут, а подольше). И, самое главное, надо постараться не допустить судорог в дальнейшем, потому что фебрильные судороги иногда могут трансформироваться в эпилептические. На эту тему есть медицинская статистика и научные публикации.
Бруксизм возник в период стрессов и на фоне прорезывания зубов. Стискивание зубов — это тоже в какой-то степени стереотипное движение. Сын не удовлетворял свою сенсорную потребность в движении челюстных мышц по причине пищевой избирательности (не употреблял в пищу сырых овощей и фруктов) и восполнял дефицит движения по ночам. Ему помог прием успокоительных препаратов, назначенных психиатром, но есть и другие методы лечения.
Ежегодные носовые кровотечения несколько лет подряд у моего сына происходили в августе, когда у нас было очень жарко и одновременно проходили медкомиссию, вступительные испытания. Они прошли вместе с жарой и поступлением, но в период кровотечений пришлось ежедневно вставлять турунды в нос с препаратом, который рекомендовал отоларинголог.
Поллакиурия возникла у сына на фоне высокой тревожности и внушаемости. Ребенок неверно воспринял попытку взять у него анализ суточной мочи и стал постоянно бегать в туалет — до 20 раз в сутки. Самое ужасное было, когда он будил меня ночью по нескольку раз, чтобы сдать свою мочу. Потом он полгода по три раза ходил в туалет перед каждым выходом из дома. Все прошло само собой через полгода, когда обстоятельства связанные с ее возникновением окончательно забылись. И да, все эти полгода мочу на анализ мы не сдавали.
#классификация аутизма #БОЛЕЗНИ АУТИСТОВ #ДЕТИ С рАС #КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ #дети с сдвг #бруксизм #поллакиурия #судорожный синдром #тревожность