Второй крупный отечественный автопроизводитель попал под санкционные ограничения. Сможет ли Группа ГАЗ локализовать на 100% все выпускаемые автомобили?
Минфин США не продлил отсрочку по вступлению в силу санкций. Группа ГАЗ была внесена в санкционные списки SDN еще в апреле 2018 года. Каждые полгода американское ведомство откладывало начало их действия. Удивительно, но у отечественного автопроизводителя был чрезвычайно длительный период в четыре года подготовки к данным ограничениям, в отличие от КАМАЗа, который находится под санкциями с начала весны текущего года.
По сути, у Группы ГАЗ был запас в несколько лет, чтобы подготовится к введению калечащих санкций и купировать связанные с этим риски. Был ли упущен этот временной период, или все же Группа сделала все возможное и невозможное для их купирования? Сегодня над программой 100% локализации своих грузовиков работает КАМАЗ. Была ли такая программа у Группы ГАЗ? По крайней мере, в открытой печати о ней ничего не говорилось.
Еще два года назад, когда «дамоклов меч» санкций уже висел над российским автопроизводителем, вице-президент Группы ГАЗ Ирина Матвеева на круглом столе по автомобилестроению в Совете Федерации докладывала в ноябре 2020 года.
«У нас нет рулевых и тормозных систем, компонентов топливной аппаратуры, трансмиссии, высококачественных резинотехнических изделий, нормалей и много другого», - рассказывала топ-менеджер.
По всей видимости, заместить все компоненты на отечественные в Группе ГАЗ вряд ли смогли, хотя попытки делались. Недавно стало известно о самом капиталоемком проекте. В открытой печати и интернете появилось сообщение о начале работе литейного производства, одним из типов выпускаемой продукции заявлен двигатель для легких коммерческих автомобилей. Любому непредвзятому наблюдателю стало понятно, что это импортозамещенный агрегат вместо американского дизеля Cummins ISF 2.8, который выпускается в Китае на совместном предприятии Beijing Foton Cummins Engine Company Limited (BFCEC) в Пекине.
Также после вступления санкций в силу прекратиться контрактная сборка автомобилей марок Volkswagen и Skoda, которая велась на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Здесь выпускали кроссоверы Skoda Karoq, Skoda Kodiaq, Volkswagen Taos, а также лифтбек Skoda Octavia. Впрочем, контрактная сборка была прекращена в самом начале марта и вряд ли уже возобновится. ГАЗ, естественно, будет терять деньги.
Нужно отметить, что из-за санкций пострадает не только Горьковский автомобильный завод, где выпускают легкие коммерческие автомобили «ГАЗель», среднетоннажники «ГАЗон Next», «Валдай Next», «Садко», а также каркасные автобусы малого класса. Пострадавшими окажутся и заводы автобусного дивизиона Группы ГАЗ – Ликинский, Павловский, Курганский. Наш канал уже писал в этом материале, как будет выходить из сложившейся ситуации Ликинский автобусный завод, подготовивший антисанкционную модель городского автобуса.
Впрочем, ЛИАЗ выпускает автобусы туристического класса на шасси шведской Scania.
Напомним, что два года назад из става Группы ГАЗ были выведены автозавод «Урал», владельцем которого стала «Объединенная машиностроительная группа» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева. Также половина акций Ярославского моторного завода была предана ОМГ.
Уважаемые читатели, что вы думаете по этому вопросу? Пишите в комментариях
Наш канал Проавтобизнес ВКонтакте
Канал в Телеграме: https://t.me/proautobiz