Прошлым летом рабочие Лебединского ГОКа, обрезавшие кроны старых тополей возле обогатительной фабрики, заметили на одном из деревьев непонятного взъерошенного зверька, который в панике забрался под самую верхушку и явно не знал, что ему делать.
Найдёныша сняли с дерева и опознали в нём… енота. На первых порах его приютили в мини-зоопарке парка аттракционов «Чудо-Юдо-Град». И выпаивали глюкозой: настолько плохо он себя чувствовал.
– Когда енота привезли к нам, он был истощён, ничего не ел и не пил, всего боялся, – вспоминает директор мини-зоопарка Иван Шевченко. – Вряд ли он жил дома или в квартире: скорее всего, его держали в вольере и недокармливали.
По словам Шевченко, вернуть такого зверька в природу – значит подписать ему смертный приговор. Если енот вырос или хотя бы долго жил в вольере, он теряет навыки охоты. К тому же, у него много естественных врагов. Домашние псы, лисы, енотовидные собаки просто не дадут ему выжить.
Долгая реабилитация
Уже девять месяцев Гоша привыкает к новой жизни. У него просторный вольер и новенький домик – с ним помог Лебединский ГОК. А главное – заботливые хозяйки – Наталья Кочкина и её 16-летняя дочь Софья (она и уговорила маму приютить енота).
– Гоша очень долго к нам привыкал, – рассказывает Наталья. – Видно, сильно обижали его. Сейчас освоился, а поначалу проявлял страх или агрессию. Но я его всё равно погладила в первый же день!
Позади у Гоши – первая успешная зимовка. На комбинате переживали: справится ли енот с холодами? Хозяйка утеплила вольер соломой, обшила его плёнкой и тканью. Здесь Гоша и проспал всю зиму.
Еда и песни
Сегодня Наталья Кочкина хорошо знает Гошины повадки. Активничает он в основном ночью: скачет по вольеру, может погрызть или поцарапать в своё удовольствие стены. Ест три раза в день практически всё, за исключением солёного и перчёного. Любимые лакомства – печенье, сыр, домашние варёные яйца. За раз с лёгкостью выпивает пол-литровую бутылку ряженки.
Ручным Гоша пока не стал. На домашних животных реагирует насторожённо. К общению с хозяевами привыкает медленно. А с наступлением весны стал петь под утро – явно с брачным подтекстом. В человеческом понимании это больше похоже на обезьяньи крики, но Гоша явно гордится своим вокальным талантом и не собирается его скрывать.
– Раз песни запел – наверное, придётся нам деньги собирать и самочку ему покупать! – улыбается хозяйка.
На комбинате Наталья уже 15 лет. Окончила горный техникум, начинала крановщицей на обогатительной фабрике, сейчас работает машинистом конвейера, на складе концентрата. Большую часть времени она проводит в родительском доме в селе Кладовое.
– Здесь тихо, нет шума, городской суеты, – перечисляет преимущества фазенды Наталья Кочкина. – А до города легко доехать на машине. А ещё у меня тут собаки, кошки, куры, попугай и теперь вот Гоша – на кого их всех оставишь?
Михаил Колосов