Данная статья является адаптацией лекции Пейкоффа о природе преступности ещё в далёком 1995 году - но, кажется, не теряет своей актуальности. Предполагается несколько статей на эту ему; первая расположена здесь. Я позволил себе добавить новых фактов и урезать несущественное, но за общий смысл ручаюсь.
__________________________________________________________________
Ментальность жертвы
В предыдущей части я писал об аморальности; однако отсутсвие морали крайне органично уживается с моральным же негодованием. В преступном уме значительную часть занимает стойкое ощущение несправедливости к нему. В этом отношении он вполне может быть страстным моралистом, даже жалобщиком.
Склонен к рационализации (ложному объяснению/оправданию) своих действий, обвинению других. Он же тоже человек; и у него тоже были права. Но его унизили, права отняли, обобрали, растоптали и обманули. Криминальный ум смакует жалость к себе; это представляется одним из наиболее ярких чувств в его жизни. Пусть популярная песенка скажет за меня:
Хотя преступный ум может участвовать в бандах, но его разум пуст, и у него обычно нет настоящих друзей. Для него все другие - едины и чужды. На фразу: "Тебе никто ничего не должен, люди добились своего трудом" он сразу же выдаст "Нет! Им повезло! Они все вели себя нечестно! А грязные политиканы..." по его мнению, все люди - лжецы, подлецы и преступники. На их фоне он хотя бы честный.
Можно ещё вспомнить Прудона - "Собственность есть воровство" Навряд ли преступный ум заинтересуется французским анархо-коммунистом, но он каждым своим действием и помыслом будет утверждать этот принцип. Другие же чем-то владеют? Значит, и мне воровать можно)
Это может показаться противоречием - моральный релятивизм несовместим с моральным негодованием. Но такова вся наша культура - мораль относительна, зависима от контекста и субъективна, и даже содержит устаревшие стереотипы. И тут же: бедность - социальное зло, неравенство в обществе недопустимо, а долг богатых и власть имущих - заботиться о бедных.
Но почему декадентский релятивизм и страстный альтруизм сосущетсвуют в обществе, и что им можно противопоставить? Об этом - в следущей части.
__________________________________________________________________
Это пятая особенность преступного ума; продолжение следует.