Как известно, связать несвязуемое порой ничуть не легче, чем впихнуть невпихуемое. Но мы попытаемся. И сейчас мы постарамеся связать воедино советский кинематограф со средневековыми суевериями, ночных хищников с древней мифологией и Владимира Высоцкого с шумерскими взаимоотношениями сексом. Следите за руками.
Значит, дело было так.
По сюжету соответствующего фильма Ибрагим Петрович Ганнибал (африканский крестник царя Петра Великого, т.е. нагуталиненный Владимир Семёнович) в знак особой милости был отправлен во Францию для обучения наукам. В этом он, кстати, преуспел. Однако не только в этом. Настолько, что как минимум одна графиня (про всяких простолюдинок не упоминается) родила чёрного ребёнка. Муж графини быстро прикинул брийошь к носу и осознал, кто из окружающих его немногочисленных негров мог иметь доступ к телу его жены. Он вызвал Ибрагима на дуэль...
Это был последний вызов в жизни графа. Впрочем, речь не о нём.
Сам по себе фильм не то, чтобы слабоват. Так-то Митта на тот момент уже серьёзный режиссёр. Поимел немало наград и премий, в т.ч. медународных. Работа сценаристов, операторов и композитора (Шнитке, на секундочку) вроде как вопросов не вызывает. И всё-таки фильм объективно "вытягивает" лишь шикарная игра шикарных артистов. В. Высоцкий, А. Петренко, М. Кокшенов, В. Золотухин, В. Меньшов, О. Табаков... Такая плеяда из самого заурядного анекдота про Гарри Поттера слепила бы волшебную сагу про становление Гэндальфа!
По сюжету фильма царский снежок проявляет люто-бешенное благородство к своей новой пассии, появление которой в пригородах Парадиза, т.е. Северной Столицы, не заставило себя ждать. Но таки проникает он среди ночи не в неё, а просто в её спальню... лишь для того, чтобы "объяснить аллегорию". Сама по себе она нас мало интересует. Тем более, что историческая наука нам намекает - Ганнибал никогда не был официально женат на русской женщине.
В данный конкретный момент времени хотелось бы упомянуть эпизод, где сенные девки жалуются среди ночи древнему старику: "Он нас в пещёру унесть хотел!". На это они получают очень интересный ответ: "Это Сатана приходил! Сказано в Писании - ликом черен и прекрасен". Хотя, казалось бы, отчего лично Вельзевулу, Князю мира сего ночью прокрадываться в спаленку девки, а хоть бы и боярышни, с тем, чтобы выпрыгнуть под дождь в окно, дабы не попасть под дубьё боярской дворни?
Когда церковникам задают вопросы на предмет "где и в каком писании упоминаются слова про вот это вот всё", обычно получают ответ в духе того, который дал иеромонах Макарий Маркиш: "Исследовать Св. Писание по художественным фильмам столь же разумно, как по надписям на заборе".
И всё-таки, не всё то секс, что еблею зовётся. Действительно, имелись многочисленные записи о том, как демоны-инкубы проникают во сны, спальни и организмы женщин ради своих демонических интересов. К началу XVIII века адепты такой модной науки, как богословие, конкретно расписали, за счёт чего это происходит. Дескать, бестелесный демон вселяется в телесную оболочку, либо самолично составляет её из различных подручных материалов... И вселяется, да. Особенно инкуб любит использовать в качестве объекта вселения тела́ недавно повешенных. Впрочем, бывали и варианты.
В любом случае, вокруг термина "инкуб" за много столетий было немало наворочено. Так же, как и вокруг сходного "женского" воплощения соответствующего демона - "суккуб".
Этот самый демон разврата и похоти, согласно средневековым (около)христианским европейским поверьям, периодически проникает в созание молодых мужчин через их сны и... Нет, тут речь не про творения Уэса Крейвена или братьев (опционально - сестёр) Вачовски. Суккуб начинает сексуально и не очень терроризировать человека во сне, а порой и наяву. Некоторые подобные мотивы можно встретить и в славянской мифологии, хотя сейчас речь не о ней.
Отличительной особенностью суккуба является наличие нижних конечностей своеобразной формы. В ряде источников с описаниями как суккуба, так и инкуба, упоминаются соответствующие "когтистые лапы". Порой их ассоциируют с львиными, порой - с совиными. Обратим внимание на этот факт.
Как и на тот, что в разных источниках суккуб частенько изображается с крыльями на манер тех, которые имеются у летучей мыши. Или, что характерно, у него имелись пернатые крылья, которые позволяют этому демоническому существу перемещаться в воздухе неслышно, как сове.
Между прочим, сова тут очень даже при чём. Далеко не всегда эта птица считалась символом мудрости. Во всяком случае - не только мудрости. Недаром эти птицы изображаются на древних шумерских барельефах рядом с образом демоницы, обычно идентифицируемой как... Лилит?
Именно так. С этим именем связан целый ряд историй, описание которых потянет на целую диссертацию. В самом "попсовом" варианте Лилит - первая жена Адама. Того самого, первочеловека. Однако ей не понравилось, что они вместе были созданы из одного и того же, т.е. из глины и прочих одинаковых минералов. Поведя себя как первая феминистка, она инициировала первый же развод, после чего в итоге стала первой же демоницей. Адаму пришлось для создания новой жены пожертвовать ребром.
Кстати, если вам скажут, что ребро - это "кость, не имеющая костного мозга", то проверьте наличие мозга у заявившего такую бессмыссленную и беспощадную чушь.
Вокруг имени Лилит сейчас имеется такое количество мифов, что даже сложно сказать, сколько из них сформировано в новейшее время. Можно найти и упоминания про умерщвления детей, в т.ч. сотнями, и наличие у неё крыльев, которые ей помогали носиться по ночам от любовника к любовнику... Тут в двух словах, да и в двух томах не опишешь ситуацию. Если не упомянуть пару занятных еврейских и не очень фактов.
Всё-таки привязывать шумерские барельефы к образу позднеиудейской Лилит не вполне корректно. Это имя впервые упоминается в VIII до н.э. Вот только слово "лилит" в том источнике (книга Исаии) фигурирует лишь как понятие, связанное с некими "ночными привидениями". Мало ли, что привидится древнему кочевнику посреди ночи? Тем более, что это никак не связано с более древними верованиями. Особенно если прошли две сотни лет, и соответствующая религиозная традиция успела должным образом мифологизироваться. Лилу стали называть не просто демоном, но демоном вполне конкретным.
Хотя, казалось бы, срок маловат. Чего ради тамошний народец так разошёлся?
Открываем соответствующую литературу, читаем про демонов Месопотамии. Находим там информацию про демонов "лилу" и "лилиту". Наслаждаемся.
При этом лилу (нет, Люк Бессон тут ни при чём) - это мужская демоническая форма, при помощи которой потусторонние силы соблазняют честных жён ради того, чтобы они рожали демонов. Ну а лилиту, как и положено, совращают мужей. Что характерно, ноги прекрасной лилиту обычно описываются как львиные. Или как совиные. Недаром её спутницы - здоровенные совы. И всё это примерно за тысячу лет до появления соотвествующих иудейских записей.
Про лилу и лилиту ходило много легенд. Вплоть до того, что именно демоница была царицей Савской. Там вообще такая "Санта-Барбара", что сам Анискин не разберёт. Но об этом как-нибудь в другой раз...
Автор - Павел Заикин
#заикинкат