Первоначально была идея за выходные + 1 день смотаться в Каргополь. Потом появилась возможность использовать для поездки неделю отпуска. Соответственно, разрослись планы, в маршруте появился пока не слишком отчетливый крюк на обратном пути. Но, изучив фотографии и описание дороги 86К-287 Пудож – Каргополь, было принято решение дальше Пудожа не заезжать. И то только ради Бесова Носа.
В результате нитка маршрута получилась такой: Санкт-Петербург – Вытегра – Нигижма – Вытегра – Белозерск – Кириллов – Ферапонтово – Вологда – Устюжна – Тихвин – Санкт-Петербург.
День первый, Санкт-Петербург – Нигижма.
Мурманское шоссе длинное, прямое, скучное. Рекомендуем заглянуть в деревню Иссад. С моста через Волхов видна Троицкая церковь 1864 года, построенная по проекту Константина Тона. Церковь в процессе восстановления.
Подпорожье город молодой, хотя одноименная деревня впервые упоминается в 1563 году. Из достопримечательностей две: плотина ГЭС, проезд по которой в тот момент был закрыт, и Благовещенская церковь.
Чуть в стороне от федеральной трассы А-215 Лодейное Поле – Вытегра, на берегу Юксовского озера, находится деревня Родионово, известная деревянной Георгиевской церковью XV века.
Преодолев кусок разбитой грунтовки на федеральной трассе ближе к Вытегре, проезжаем храмовый комплекс в Палтоге. Деревянную Богоявленскую церковь 1733 года недавно отреставрировали, на каменную Знаменскую махнули рукой.
День второй, Нигижма – Белозерск
Все экскурсии на Бесов Нос, а выбор предложений достаточно широкий, строятся примерно по одному сценарию: трансфер от дома проводника до начала сплава на реке Чёрной, моторкой до устья (а в хорошую погоду по Онежскому озеру до мыса), 2 – 3 часа на прогулку, осмотр достопримечательностей и купание, в обратном порядке возврат в исходную точку. Разброс цен так же невелик. От устья Чёрной до Бесова Носа проложена экотропа, но пока не полностью, большую часть двухкилометрового маршрута предстоит пройти по живописному пляжу. Сами петроглифы удобнее рассматривать на экране. Но если, как нам, повезет с погодой, то песок, сосны, скалы, просторы Онеги, старинный маяк, смотровая вышка, да и сами петроглифы стоят затраченных усилий.
Два раза проехав через Вытегру, мы удосужились только найти, где пообедать. Может быть зря. Далее наш путь лежал вдоль Волго-Балтийского канала, а точнее вдоль той его части, которой является река Вытегра.
Следующая остановка – село Липин Бор на берегу Белого озера. Остается только гадать, кто и зачем построил рядом с храмом XVIII века здание бизнес-центра. Но, видимо, место было выбрано неудачно, в момент нашего визита здание активно разбирали.
В Белозерск можно доехать и посуху, но со стороны Череповца. Со стороны Вытегры придется на пароме пересечь Шексну (всё тот же Волго-Балт). В ожидании парома подняли в небо квадрокоптер. В истоке Шексны видны развалины Рождественской церкви затопленного села Крохино. На переднем плане – понтонный мост, который используется, когда закрыта навигация.
Вечерняя прогулка по Белозерску. Совсем рядом с гостиницей сказочная Спасская церковь. По стилю можно уверенно сказать, что построена во времена Алексея Михайловича. Но, с поправкой на удаленность от столиц, констатируем: построена в конце царствования его сына, Петра Алексеевича, в 1723 году.
Город, хоть и стоит на берегу Белого озера, отделен от него каналом. С прекрасной набережной, но без линии горизонта. Пройти к озеру можно в районе городского пляжа, через отводной понтонный мост.
День третий, Белозерск – Вологда
Белозерск, вотчина мифического Синеуса, брата Рюрика, всё-таки заслуживает больше одной вечерней прогулки. Деревянный кремль сожгли ещё поляки в Смутное время, однако прекрасно сохранился крепостной вал, в центре которого стоит приземистый Спасо-Преображенский собор. Вообще город оставил очень приятное впечатление: тихий, ухоженный, вежливый, без туристических автобусов.
На пути в Кириллов ещё один паром, знаменитый тем, что именно здесь Шукшин снимал финальную сцену своей «Калины красной».
Кирилло-Белозерский монастырь, хотя и находится и не в Белозерске, и не на Белом озере, а совсем даже в городе Кириллов, известен гораздо больше двух первых. Его каменные стены поляки ни сжечь, ни взять не смогли. Монастырь величествен, обширен, живописен, полон музеев и других культурных учреждений. Большая часть отдана туристам, меньшая – монахам.
Чуть в стороне от маршрута находится Ферапонтов монастырь. Сюда, в обязательном порядке, едут любоваться фресками Дионисия. Но хорош он не только этим. Удивительная целостность места и архитектурного ансамбля, гармония и благостность (вот же словечко вспомнил). Короче, если надумаете на старости лет замаливать грехи, лучше места не найти. Если б только не эти туристы.
День четвертый. Вологда и вокруг неё
Вот как-то совсем не обратили внимания, был ли в современной Вологде хоть один резной палисад. Зато нам очень понравился гостевой дом на границе частного сектора и наступающей многоэтажной застройки. Настолько, что мы сразу заплатили за две ночи, решив, что Вологда стоит целого дня.
Предположение оказалось не совсем верным. Центр города живописен и экскурсионен (под этим неологизмом будем понимать развитую индустрию отъема денег и большое количество желающих эти деньги потратить).
Лично меня более всего порадовала церковь Иоанна Златоуста на берегу Вологды. За небольшую материальную помощь в реставрации, нас провели вовнутрь и разрешили фотографировать.
Александр Фёдорович Можайский был первым российским авиаконструктором, в его честь названа академия, его портрет украшает брандмауэр дома на Чкаловском проспекте. Но как было не посетить усадьбу такого выдающегося человека. Впрочем, большая часть музея в усадьбе посвящена советской авиации.
Ещё успели посетить усадьбу Дудинское. Там никто из великих не жил, зато сохранился живописный и запущенный усадебный дом и мост через тихую речушку Тошня.
День пятый. Вологда – Тихвин
Если Вы поклонник творчества Алексея Балобанова, сверните в Шексне направо, на городской пляж. На другом берегу залива видны развалины церкви Рождества Христова в Запогостье, главного места действия фильма «Я тоже хочу».
Перед мостом через Чагодощу, справа, выше по течению, расположена интересна деревня Шелохачь. Свою скромную Пятницкую часовню местные жители вернули к жизни одной из первых, ещё в конце 80-х годов.
На главной площади Устюжны сидит человек без лица, но в маске Гоголя. Аллюзия такова: Николай Васильевич никогда в Устюжне не был, но именно здесь произошла история, легшая в основу сюжета Гоголевского «Ревизора». А ещё под Устюжной находится усадьба Даниловское – родовое гнездо самого известного поэта Вологодчины Константина Батюшкова.
День шестой. Тихвин – Санкт-Петербург
Тихвинский монастырь – место не менее популярное у туристов и паломников, чем, скажем, Кирилло-Белозерский. Порадовал восстановленный шлюз Тихвинской водной системы. Жаль, что не эксплуатируется, хотя бы в качестве аттракциона.
Дальнейший путь по трассе А-114 можно разнообразить заездом в деревню Горка Хваловская на левом берегу Сяси. А потом, через уже знакомый нам Иссад на Мурманку и домой.