Найти тему

Аркадий Каманин - самый молодой советский летчик во Второй мировой войне

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы любим смотреть старые советские фильмы, и не раз уже пересматриваем фильмы, в основе сюжета которых - жизнь военных лётчиков. "Небесный тихоход", "В бой идут одни старики", "В небе ночные ведьмы"...

Все эти фильмы показывают нам характер, выдержку, стойкость и силу духа бойцов, независимо от их возраста и боевой подготовки.

-2

Сегодня мы расскажем о самом молодом военном летчике времен Второй мировой.

В 16 лет Аркадий Каманин уже опытный военный летчик, удостоенный нескольких высоких наград. Казалось, у него большое будущее в авиации, но судьба распорядилась иначе.

Десятки тысяч детей приняли участие в самом жестоком и кровавом конфликте в истории человечества - Второй мировой войне. Разумеется, несовершеннолетние не подлежали воинской повинности и работали в основном на заводах по производству снарядов в тылу. Однако были и те, кто так рвался в бой с врагом, что некоторые бежали из родных мест и добирались до фронта окольными путями.

-3

В армиях воюющих государств и в партизанских отрядах дети выполняли в основном хозяйственные задачи подальше от линии фронта. Однако известны случаи, когда детям удавалось ввязываться в разведывательные операции, в организацию засад и диверсий, а также в настоящие бои.

Многие подростки стали пехотинцами, снарядчиками, снайперами, а некоторые подразделения даже успевали освоить сложную боевую авиационную технику. Так, после подделки свидетельства о рождении 14-летний Том Добни пошел в школу пилотов, и уже через год сел за штурвал ночного бомбардировщика Королевских ВВС. Он успел принять участие в 20 военных полях, прежде чем его ложь была раскрыта.

Аналогичный случай есть и в советской авиации. Но 14-летнему Аркадию Каманину не пришлось никому врать, чтобы стать самым молодым военным летчиком в ВВС Красной Армии.

С мечтой о небесах

-4

Аркадий родился в семье известного военного летчика Николая Каманина. За спасение экипажа «Челюскина», застрявшего в арктических льдах в 1934 году, он стал одним из первых Героев Советского Союза. Неудивительно, что мальчик с детства увлекался авиацией.

Семья военного Николая Петровича часто переезжала из одного гарнизона в другой по стране, и везде Аркадий первым делом убегал на аэродром, где проводил все свое свободное, а иногда и школьное время. "Даже в Средней Азии, в первый год войны, он сутками пропадал в ангарах. В то время это казалось совершенно естественным: какой мальчик равнодушно пройдет мимо настоящих самолетов?", - писал Николай Каманин в мемуарах "Летчики и космонавты". . . .

В 13 лет мальчик так хорошо изучил устройство самолетов, что его смело пустили работать в авиаремонтные мастерские. «Вместе со всеми заделывал щели, чистил детали, ремонтировал и заменял блоки. Работал в жару и в холод, в дождь и в снег», — не без гордости вспоминал отец.

В 1942 году из Ташкента на советско-германский фронт был переброшен командующий авиацией Среднеазиатского военного округа Николай Каманин. В начале 1943 года семья настояла, чтобы он взял их с собой.

-5

На новом месте 14-летний Аркадий вступил в ряды Красной Армии механиком по спецтехнике отрядов связи штаба. Однако ему этого мало – он мечтает подняться в небеса в одиночку.

Летчики увидели это сильное стремление мальчика и занялись обучением Каманина-младшего: сначала дали ему рулить по земле, потом управлять самолетом в горизонтальном полете и совершать несложные маневры. Мальчик оказался на редкость способным: вскоре Аркадий уже мог взлетать и садиться, а также выполнять сложные фигуры высшего пилотажа.

В конце концов, ему разрешили летать одному. Для скоростного истребителя или штурмовика он, конечно, еще маловат, но вполне подходит для тихоходного многоцелевого биплана У-2 (По-2), который служит в ВВС РККА как самолет связи, разведчик и ночной бомбардировщик.

Лично испытывал молодого летчика генерал-майор авиации Каманин, которого коллеги называли «каменным» из-за требовательности и строгости. После тщательной проверки он, все-таки, разрешил сыну летать, и в июле 1943 года 14-летнего Аркадия назначили летчиком в 423-ю эскадрилью связи особого назначения.

Подвиги на небе и на земле

-6

Первоначально Аркадий летал с заданиями в штаб ВВС и в штаб фронта. После того, как он мастерски ускользнул от преследующего его «Мессершмитта», ему разрешили летать на передовые командные пункты и к партизанам в тылу.

Во время одного из своих полетов Каманин заметил сбитый в нейтральной зоне штурмовик Ил-2. Аркадий приземлился рядом с самолетом и, несмотря на то, что был хилым подростком, сумел под минометным огнем вместе с фотоаппаратурой с секретными материалами вытащить раненого летчика на своем По-2 и доставить его в госпиталь. За свой подвиг он был награжден орденом Красной Звезды.

В 1944 году Каманин выступил в защиту штаба фронта от нападений националистических отрядов Украинской повстанческой армии. Он успевает поднять свой самолет под обстрелом и начать атаковать врага, бросая ручные гранаты. За этот поступок он был награжден Вторым орденом Красной Звезды.

К концу войны 16-летний Аркадий Каманин был уже опытным летчиком с 650 взлетами за плечами. Кроме двух орденов Красной Звезды награжден орденом Красного Знамени, медалями «За завоевание Будапешта» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

"Аркадий много летал, будучи подростком, с увлечением", — писал о сыне Каманин-старший.

К сожалению, мечтам и надеждам самого молодого советского летчика не суждено сбыться. Аркадий Каманин пережил Вторую мировую войну, но умер от менингита в 1947 году в возрасте 18 лет.