Весьма расхожий миф, многократно опровергнутый учёными, гласит, что память у рыбок не то 3 секунды, не то 10, не то 15 минут. А вот у некоторых школьников память именно такая. Они не помнят ничего не только к следующему уроку, но и в рамках одного занятия не могут вспомнить, что было пятнадцать минут назад.
Не все, разумеется, но когда эти "рыбки" собираются в одной кружковской группе (или школьном классе) - становится не очень смешно. И встаёт вопрос: как их учить?
И, о ужас, за десять лет педагогической карьеры я так и не нашёл ответа...
О проблеме
Опишем ситуацию на свежем примере. Есть кружковская группа (правда, платная, так что мотивация у большинства отсутствует), четвёртый класс, первый год обучения. Попытки заставить их думать обречены на провал, но я не перестаю пытаться, ибо единственный вариант перестать - это разогнать группу, а это не совсем вариант.
Но быстро обнаруживается, что дети банально не помнят того, что мы с ними обсудили и, кажется, усвоили. В процессе обсуждения на разминке некоторые, с трудом и мучениями, вроде выдавливают из себя решения задач - но во время серии либо уходят в молчанку, либо приносят бред, далёкий от обсуждённых идей. А умные мысли, которые мы выводим на разминках (например, признаки делимости), не вспоминаются даже на уровне формулировок (чёрт с ними, что доказать не могут, но запомнить и применять какой-то факт значительно проще, чем понять, откуда он).
Попробовал заставлять записывать хотя бы формулировки - честно пишут, хотя у некоторых для этого необходимо буквально стоять над душой. Но не помогло - на вопрос о чём-то таком пройденном никто не тянется к конспекту, пока не заставишь, после замечания тянутся не все, а найти ответ могут не все, кто потянулся. Да и те, кто может, тупо зачитывают формулировку, записанную дословно с моих слов, не пытаясь пропустить её через свой мозг, ввиду отсутствия оного.
И как работать с такими чудесами? Возможно, надо овладеть методами работы с умственно отсталыми детьми и попробовать применить их на этот контингент... Поможет ли? Не знаю, да и проверять не очень хочу. Со слабыми, но мотивированными детьми я работать умею, а вот должен ли я лечить проблемы, связанные то ли с мотивацией, то ли с медициной?
В нормативных актах иногда сказано, что должен заинтересовать, найти подход... Но предмет математики достаточно занимателен, чтобы я не тратил время на тех, кто сам не в состоянии этого увидеть.
Что делать?
Я не знаю. Правда. Единственный выход, который я вижу - не брать больше платных групп, в которых мы боремся за каждого ученика, ведь это клиент, от удовлетворения потребностей которого зависит наша зарплата. Но вот как справиться с неразрешимой педагогической задачей - научить тех, кто не хочет или, возможно, физически не может нормально учиться...
А ведь хочется принять вызов и победить! Хочется оказаться хорошим педагогом, который не рассказывает одно и то же, как привык, а всё-таки учитывает индивидуальные особенности детей (я ведь так и делаю, когда дети идут на контакт и проявляют свои особенности или хотя бы банально задают вопросы, если чего-то не понимают) - но как, КАК, учить тех, кто не запоминает даже небольшой объём информации?
#образование #математический кружок #память #школьники