Я бесконечно счастлива, что выпало мне писать эту статью. Не думала, что такое вообще возможно. Но вот... я сама это создала, была свидетелем и теперь живу с этим.
И, наконец, страх меня отпустил и я готова вам, дорогие мои читатели, об этом рассказать.
(Для тех, кто читает сериал про агрессию, это статья была написана первой. Именно ради неё я и развела весь этот сыр-бор, предположив, что одной её будет мало для понимания сути проблемы. И сути, конечно же, победы.)
---
Предупреждаю, тема серьёзная, а для недалёких - халиварная.
И называется она "Агрессия аутичного ребёнка".
Кратко, для понимания ситуации, повторю так называемые предлагаемые обстоятельства:
В статье речь идёт о мальчике 12 лет с диагнозом РАС, который заговорил в 10 лет.
1. Гриша никогда не был агрессивен с целью причинить вред. Всегда это было с одной целью - убрать раздражитель. От этого не легче, но это важный момент, основополагающий во всей коррекции этого явления в нашем случае.
2. Агрессия Гриши выглядела так: если его кто-то заставлял делать то, чего он не может, он кидался на этого человека с кулакам и бил, куда попадал... Справились мы с этим с помощью бокса. Да, каждый раз, когда Гриша такое делал, я предлагала ему заняться боксом по правилам. Этот странноватый способ полностью убрал откровенную агрессию по отношению к людям. Так же использовала приём перенаправления агрессии на мебель... на стол, например.
3. Осталось два... действия. В случае, когда Гришу кто-то выводил из себя (последние годы это было чаще всего на уроках, ну или я его доводила, в общем, жертвами были учительница и я..., потому что только мы требуем от Гриши невозможного, на его взгляд), так вот, в таких случаях Григорий делал два действия. Первое - он хватал человека за руку и сжимал. И второе, более страшное, он хватал за шею... и тоже сжимал. Однажды схватил так, что я едва не задохнулась. "Весело", в общем. Словами не передать, как.
Именно последний пункт и стоял перед Гришей и обществом, а точнее, между Гришей и школой. Учительница не могла такого ребёнка куда-то вывести, боялась, что не справится. Агрессивен он был непредсказуемо. Но отбиваться от него приходилось КАЖДЫЙ урок (с октября по апрель этого учебного года)... Да, не очень сложно, если привыкнуть. Достаточно отстраниться, и он, не дотянувшись до тебя, как-то успокаивался.
Повторяю, всегда это был всплеск неконтролируемых действий. И как мгновенно он возникал, так же мгновенно и гас. Гриша быстро приходил в себя.
Но наличие этого проявления... делало невозможным школу, например. Уроки с учителем общей школы - тоже невозможны... Каждая из трёх теряла дар речи, когда видела это... И никто не привык, не научился с этим работать. Даже не пытались, так Гришины действия, тогда ещё маленького ребёнка, их пугали...
Но, мы перешил в коррекционную школу.
И да, я знаю, что многих родителей это не останавливает, агрессия ребёнка. А чё такого? Мы же в коррекционной школе, он болен, надо уметь с этим работать. Он же должен социализироваться. Нет?
Да... но... мне как-то не хотелось участвовать в последствиях от этих Гришиных действий. Не в последнюю очередь, поэтому Гриша учится дома.
Для тех, кто не сталкивался с таким явлением:
Да, Гриша понимал, что так делать нельзя.
Да, понимал, что это плохо.
Но в момент, когда совершал эти действия, он себя не контролировал.
Короче.
Вот такой багаж у нас был на момент 24 марта 2022 года.
И в целом, я даже считала, что мы достигли очень хороших результатов. Гриша работал с учительницей и всё, что ей нужно было делать это один-два раза отклониться от него за урок. Раньше... ещё в октябре 2021 года я сидела рядом с Гришей и каждые пять минут перехватывала его руки, чтобы он не нападал на неё... Да, такое тоже было и было совсем недавно.
Это к тем, кто предлагал и предлагает мне Гришу в школу, например, отвести, общую. Или на кружок какой, к детям. Я на все эти предложения отвечала, что вы не владеете полной информацией о состоянии Гриши, чтобы такое предлагать.
Я сама эту информацию не давала. Потому что проблема была не решена. А говорить "об ужасах нашего городка", не избавившись от них, не считаю нужным. Просто поболтать? Не вижу смысла.
Послушать советы?
Как показала практика, "обычные" способы не сработали, выдуманные мной "велосипеды" или "авоськи" (привет, Иринагу) полностью проблему тоже не решили.
И обсуждать это с кем-то, кто не в курсе всех нюансов, я просто не считала продуктивным.
Поэтому и не рассказывала об этом явлении в нашей жизни.
А что же случилось 24 марта?
А произошло следующее.
Я получила в солнечное сплетение.
Да. Стою, значит, жизнерадостно предлагаю Грише какое-то новое упражнение на зарядке, а он резко вскрикивает, пытается схватить меня за руку, я уворачиваюсь, а другой рукой он наотмашь попадает мне по солнечному сплетению, не специально... но кому от этого легче!!!!!?!!!!
Я складываюсь пополам
Кто не знает, Гриша выше меня, больше и сильнее. Всё, Рубикон, когда я с ним могла физически что-то сделать, перейдён. А тут меня даже реакция подвела...
Искры из глаз и пронзительная боль лишили меня рассудка и вывели из себя. Совсем. И я поняла, что больше так не могу. Не могу больше жить с этим, уворачиваться, отдёргивать руки, постоянно быть на стрёме, и постоянно себе как-то объяснять эти его действия, а главное, постоянно бояться.
Да-да. На полном серьёзе бояться своего такого очаровательного харизматичного сына.
ЗАДАЛБАЛО!!!!!! (говорю, лишилась педагогического рассудка и литературного языка, так скрупулёзно мне прививаемого когда-то...)
Вот она живительная сила физического наказания. Один удар в солнечное сплетение решил многолетнюю проблему, не иначе)))
Придя в себя, я вдохнула поглубже и сказала: - Всё, Гриша, хватит.
Но, предполагаю, я это не Грише сказала, а себе. Прежде всего, это достало меня. Чаша ангельского терпения, в котором меня тут обвиняют, переполнилась. 24 марта 2022 года.
Но, при этом я то знаю, сколько всего уже было перепробовано и делать надо было что-то прям из ряда вон выходящее, торговаться с Гришей не на жизнь, а на смерть... Желательно выйти из этой ситуации ещё и сохранив психическое здоровье.
Итак, что самое важное в Гришиной жизни?
Правильно. Компьютер.
Ничего важнее нет. Даже, предполагаю, он от еды откажется. Но не от компьютера.
И я спокойно подхожу к столу, сажусь. Рыдающий Гриша садится рядом.
О, я ещё нигде не упоминала важнейший "убийственный" нюанс всего этого безумия. Упоминаю. Каждый раз, когда Гриша случайно, как обычно, причинял мне боль, он мгновенно начинал рыдать или лезть с пожалеками "мама прости". То есть мне больно, я - жертва, а рядом воет ребёнок (уже подросток, который больше меня), словно это я его побила...
И вот эти секунды, пока я шла к столу, ещё секунды пока усаживался Гриша, я лихорадочно думала ЧТО???? Что мне делать?????
Что надо сделать такого, чтобы это не повторялось больше никогда??? ЧТО???????????????????
И, спасибо, не знаю кому, в мою голову опустилась умопомрачительная идея.
А была она такая.
Я взяла листок бумаги, который лежал тут же и говорю:
- Гриша, мы сейчас с тобой заключим контракт. Ты понимаешь, что маму бить нельзя?
Гриша: - Даааааа, ууууу....
Я: - Ты это понимаешь, я знаю. Но у тебя не получается. Ты всё равно делаешь мне больно. Да?
Гриша: - Дааааа, уууу....
Я: - Хорошо. Я помогу тебе так больше не делать. Мы заключим с тобой контракт.
Гриша: - Контракт? (он знает, что это такое)
Я: - Да, контракт.
И я на его глазах трясущимися (от бешенства, наверное) руками написала: Если я ударю маму, то не буду работать за компьютером целый день.
- Подписывай, - говорю.
Несколько раз предварительно проверив, он вообще понимает, что это значит.
Вроде как понимал. Рыдал, сопли утирал, подписал.
Я поставила этот листок на самое видное место в комнате. Конкретно, перед его носом за столом, на возвышение.
Думала ли я тогда, что принесёт эта бумажка? Нет.
Я была в бешенстве и отчаянии. Мне было больно. И хотелось, чтобы этого не было.
Собственно и всё.
Вот так Гриша подписывал контракт.
У меня есть видео. Но, по понятным причинам, выкладывать его не буду.
---
А сейчас магическая часть всего этого печального повествования.
С того момента Гриша НИ РАЗУ не хватал человека. Не только маму. Вообще никого. Один раз попытался это сделать в школе с учительницей. На первом уроке, 17 мая. Но она пресекла. Всё.
---
Первые недели две, когда он терял над собой контроль, я кричала КАНТРАКТ!!!!!!!! и показывала пальцем на бумажку. Гриша кричал, рыдал, орал, выл, но не приближался ко мне.
А если приближался резко, я в лицо ему КРИЧАЛА "контракт!!!" и он, взывав, убегал на диван и там рыдал. Или, если сидел за столом, рыдал и стучал по столу.
Повторю. Я не проговаривала текст контракта, не увещевала, не совестила, не угрожала (это годами не работало). Я просто кричала "Контракт!!" Именно кричала, потому что моменты это всегда резкие, часто непредсказуемые. И надо быть человек с очень хорошей реакцией, чтобы вырулить из этой ситуации без последствий. Раньше я уворачивалась, а теперь кричала "Контракт!"
И... это останавливало Гришу.
Это было тааааааааааааааааааааааааааааак странно.
Ничего подобного я не предполагала. Думала, что он будет нападать на меня, а потом сидеть без компьютера, рыдать. И раз на двадцать пятый таких рыданий поймёт таки причинно-следственную связь.
Я не минуты не верила в действие этой бумажки. Была уверена, что в первый же день придётся лишить его компа и слушать вой до ночи. Но нет... Этого не случилось ни разу.
При том, что он умудрился порвать контракт. Я его склеивала. Он его рвал опять в порыве страсти. Потом выбросил вовсе.
Но абстрактный магический контракт остался. И когда случались эпизоды, я опять же кричала "контракт!!!!!!!!!", которого уже не было в реальности, и этого было достаточно...
Всё... Через месяц слово "контракт" исчезло из наших отношений вообще, отпала необходимость.
Прошло дней 70.
За эти дни случились все те чудеса, которые я и описала на канале:
- Гриша начал один заниматься с логопедом он-лайн, а до этого я была рядом. И он постоянно норовил то ли задушить меня (это не метафора), то ли разбить ноут, то ли выбросить смартфон. И рыдал... Непрерывно выл... и рыдал горючими слезами... Минут по 10-15 каждое занятие. Всё это одномоментно исчезло. Словно выключили.
- Все самостоятельные походы (магазины, парикмахерская, массаж).
- Учительница. Он перестал её трогать. Вообще. Контракт мы заключили 24 марта. И две недели её не было. Или меньше. Но, когда она пришла после перерыва и провела урок, то не могла поверить в то, что с Гришей произошло... Я тоже. И когда это что-то повторилось три раза, 14 апреля, я предложила отвести Гришу в школу. Но она всё ещё не могла поверить, что это не случайно. А вот уже после майских выходных, когда она провела урок и Гриша её не трогал, всё... стало очевидно, что где-то что-то сильно изменилось. Плюс я ей рассказала про контракт (ещё 14 апреля) и предположила, что это необратимый и совершенно не случайный процесс.
- И Гриша пошёл в школу. И, выходя из себя, теряя над собой от ужаса контроль, он только один раз попытался с ней что-то сделать, учительница не уточняла, что. Но прекратила быстро и это не стало проблемой. Урок прошёл хорошо.
Вот такая чудная история.
Чтобы было понятно. Первые месяца два работы с этой учительницей я сидела с ними за столом дома, чтобы Гриша её не трогал. Потом четыре месяца сидела под дверью, ради того же самого. И когда надо было, вбегала в комнату. Гриша меня не то чтобы боится. Но моё присутствие приводит его в чувства (мгновенно) лучше, чем учительница. Но она, молодец, в итоге научилась сама его контролировать. И все эти, не знаю, как их назвать, эпизоды, свелись к двум-трём за урок. А начинали мы с того, что длилось это непрерывно, от задания к заданию. 60 минут подряд...
Гриша дрался с КАЖДЫМ заданием. За право не делать их...
Учитывая, что на моих уроках такого давно уже не было...
То есть так плохо (с воплями и драками) он работал только с учительницей... (Если, кто не понял моего иносказательного языка, то год назад с Феей было то же самое, но в десятки раз хуже.)
Все мои фразы: потерял над собой контроль, вышел из себя, не справился - это про это. Не про порыдал в уголочке или отказался делать задание и сидел букой, нет, КИДАЛСЯ на того, кто виноват в том, что он, Гриша, сейчас так себя чувствует... Да, не совсем драться, хватать за руки, за шею. Но, извините, большой разницы не вижу.
Я понимаю, что, если бы я рассказала, об этой проблеме раньше, то поход в школу заиграл бы другими красками, более выразительными что ли, но... паранойя, всё такое. Я не могла поверить, что всё... мы это пережили. И говорить об этом не решалась, пока не прошло достаточно по моим меркам времени.
Но Гриша пережил три похода в школу и со слов учительницы - отлично.
Она вообще считает теперь, что Гриша совершил невероятный скачок на её глазах (это правда). Скачок не в знаниях (в них тоже), прежде всего скачок в развитии психики. И именно это потрясает... ибо выглядит невероятно. Непостижимо. Невозможно.
Ибо не она его приучила, приручила, нет. Гриша стал другим человеком... Совсем. Не лучше, спокойнее. Нет, он на глазах учительницы стал другим человеком.
И, прощаясь, она предположила, что не узнает Гришу в сентябре.
На что я с восторгом сказала нашей Наташе (педагог, который ведёт Гришу), что мы таки за 8 месяцев заразили учительницу своим безумием))) Ой нет, верой в чудо.
---
Подводим итоги.
Путь преодоления агрессивного поведения человека может быть долгим, странным и не всегда предсказуемым. Иногда, как в нашем случае, всё закончится может... как-то нелепо, на первый взгляд, подписанием контракта... который... будет держать в узде нервы нестабильного человека.
Спустя время мне этот эпизод напоминает то, как Гриша принял решение не бояться кошку Бусю. Просто одномоментно решил и всё. А до этого всё лето мне мозг выносил.
С неконтролируемой агрессией сложнее.
Но, получается, он взял её под контроль. Под личный, а не сторонний. И очевидно, это был... один из последних бастионов, отделявших Гришу от людей. И, на мой взгляд, самый главный.
Я не знала, что это возможно. Одномоментно...
Но вот, пожалуйста, возможно.
---
Всю эту историю я рассказала по нескольким причинам:
- Для более полного понимания Гришиной истории. Ибо без этого кусочка пазла многие мои действия не очень понятны.
И нимб не достаточно ярко светит, ага. - Агрессия может уйти... когда и как не ждали. Главное, что? Как всегда. Главное, не сдаваться. И искать способы её ликвидации. Ибо её наличие делает невозможным контакт человека с людьми. Это если про ребёнка. А если не про ребёнка. То наличие агрессии делает... удручающе печальной жизнь семьи.
Итак.
Вот самое главное достижение весны.
Не магазины, парикмахерская, массаж и школа. Нет. Всё это следствие вот этого достижения психики аутичного мальчика, которое почему-то случилось.
Я предполагаю, не потому что я получила под дых, вышла из себя и изобрела ноу-хау метод (если бы). Более чем уверена, пришло время... Как не смешно звучит эта нелепая фраза. Но в данном случае именно пришло время. И какая-то часть Гришиного мозга дозрела до того, чтобы мальчик получил сверхспособность не терять над собой контроль даже, когда ему сложно.
Агрессия, как, надеюсь, понятно всем, это следствие потери разума в случае Гриши, я не случайно об этом написала.
Получается, разум перестал теряться. Весной 2022 года.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Я странновато начала эту статью. Но да, я бесконечно рада, что мне посчастливилось написать эти, для кого-то непонятные и чудовищные строки, стать создателем, свидетелем и участником этого удивительного действа, изменения психики необыкновенного мальчика.
П.С. 2. Я в своём уме (надеюсь) и понимаю, что это лишь этап в становлении. И при нарастании стресса в жизни Гриши, возможно всё.
П.С. 3. Так же, для тех, кому это очень важно. К сожалению, точно такой же способ я пробовала два года назад. Шантаж (ничем иным это не является) компьютером. Но это не сработало. Гриша именно выл днями напролёт. И через неделю я сдалась. Но и на его агрессивное поведение отсутствие вчера целый день компьютера из-за того, что он меня ударил, никак не влияло.
Именно поэтому я и считаю, что, к сожалению, это может не сработать, если ребёнок не в состоянии контролировать себя...
Да, кто-то может сказать, а надо было не неделю ограничивать компьютер, а больше.
Да, надо... Но у меня сил терпеть вой Гриши больше недели с утра до вечера не было. У вас, возможно, будет. Попробуйте.
П.С. 4. Предупреждаю. ВСЕ недалёкие комментаторы будут заблокированы. Статья написана для причастных к проблеме и для педагогов. Обсуждать, как это всё страшно, и как Вы с этим жили столько лет, и не прибили его, не отдали в интернат, не заглушили седативными, не буду. И любого, кто напишет что-то подобное сразу заблокирую.
Это честное предупреждение.
Статья эта для тех, кто находится в подобной ситуации, а не для чудиков, блуждающих по блогам родителей детей аутистов со своим особо ценным мнением.
При этом всегда рада, когда люди делятся своим опытом, какой бы он ни был.
Всё))